О специфике предмета философии Ф. М. Землянский 1. Общественно-историческое познание, представляя собой процесс активного отражения действительности общественным субъектом, характеризуется многоаспектным единством противоположных моментов объективного и субъективного. Противоречивое единство этих моментов, постоянно углубляясь, модифицируясь на основе развития практической и познавательной активности субъекта, существенным образом характеризует и предмет каждой качественно определенной области общественного познания (философии и различных частных наук).
2. Предмет каждой относительно обособленной области общественного познания определяется прежде всего качественной спецификой отражаемого фрагмента, аспекта материальной действительности. В этом заключается объективный момент предмета как философского, так и частнонаучного познания. Но само вычленение некоторого своеобразного фрагмента действительности и его превращение в качественно особый предмет познания, формирование специфического способа духовного освоения действительности, прсредством которого осуществляется такое вычленение, опредедецньщ характер и уровень, соответствующие логические формы сущностного постижения действительности как необходимые предпосылки осознания, осмысливания и фиксации того или иного фрагмета действительности — все это в конечном счете обусловлено конкретно-историческим уровнем развития практической и познавательной активности общественного субъекта, в чем обнаруживается существенная роль субъективного момента в детерминации и структуре предмета философского и частнонаучного познания. Ввиду сказанного предмет каждой относительно обособленной области общественного познания, видимо, следует рассматривать как своеобразный фрагмент (аспект, «срез») действительности, вычлененный под определенным углом зрения посредством специфических методов и понятийно-логических форм (чем, собственно, в значительной мере и обусловлена особенность всякого предмета познания) .
3. Развитие активности общественного субъекта, совершенствование методов, приемов, форм его деятельности необходимо определяет историческое, по сути объективно обусловленное изменение предмета познания, который, однако, сохраняет в каждой определенной области познания существенно специфические (как онтологически, так и гносеологически детерминированные) черты. Это позволяет, с одной стороны, говорить о некотором едином, хотя и развивающемся, предмете науки и, с другой,— о его качественном отличии от предметов других наук (областей общественного познания).
4. Существенная специфика свойственна предмету философии. Она обусловлена прежде всего особенностью отражаемого философией фрагмента действительности: философия есть знание о наиболее существенных в своей всеобщности определенностях действительности. При первоначальном абстрактном подходе предмет философии можно определить как сущностно всеобщее действительности.
По мере развития практической и познавательной активности субъекта, под ее решающим воздействием качественно изменяется само философски постигаемое всеобщее: осуществляется закономерный переход от познания всеобщего как чувственно воспринимаемого сходства, тождества в отдельных, взятых вне связи друг с другом предметах (милетская натурфилософия) к умопостигаемому всеобщему как конкретному, противоречивому тождеству многообразного, единству качественно различного и противоположного. При этом всеобщее раскрывается как категориально постигаемое многоаспектное единство бытия и мышления, как всеобщие противоречивые определенности, формы связи внешнего мира и познания, объекта и активно действующего субъекта (что в домарксистской философии наиболее рельефно обнаруживается в учениях классической немецкой философии).
Активное взаимодействие субъекта и объекта, разноаспектные субъектно-объектные отношения включаются в предмет философии, все в большей мере определяя собственную проблематику философии, специфически философский — мировоз-зренчески-аксиологический — подход к постижению действительности. В этом заключается другая существенно специфическая черта предмета философии: сущностно всеобщие
противоречивые определенности, формы связи действительности в философском познании раскрываются под углом зрения соотношения бытия и мышления, через призму взаимодействия субъекта и объекта.
Отмеченная специфика предмета философии находит свое выражение в основных темах, традиционных проблемах, разрабатываемых в истории философского познания [2, 265]. Она определяет важные особенности философского категориального знания.
5. Возрастающее внутреннее единство, взаимопроникновение диалектики и проблематики основного вопроса философии (в его широком плане) образует важную черту формирования специфического предмета философии. Познание законов диалектики становится способом решения, многоаспектной конкретизации основного вопроса философии, эффективным методом разработки философских проблем [1, 49; 3, 15].
6. Необходимым условием и результатом становления собственного предмета философии явилось образование и неуклонное совершенствование ее категориальной системы, представляющей адекватную логическую форму достижения и выражения специфически философского знания. Усиление логико-гносеологической специфики философских категорий, возрастание их мировоззренческо-аксиологической, общеметодологической, универсальной логико-гносеологической функций в познании способствовало самоопределению предмета философии, обоснованию его специфики и соотношения с предметом частнонау^ного познания.
7. Самоопределение, ограничение предмета философии сопровождалось, с одной стороны, усилением связи философских исследований с проблематикой основного вопроса философии, превращением философии в особую форму духовного освоения действительности в ее сущностно всеобщих противоречивых определенностях, диалектических связях, раскрываемых под углом зрения субъектно-объектных отношений, потребностей человеческой практики; с другой стороны,— нарастающим кризисом онтологического учения о сверхнатуральных сущностях, кризисом умозрительной натурфилософии, противостоящей научному знанию о мире. Эта основная тенденция развития философии, реализуясь через борьбу противоположных мировоззренческих направлений, противоположных методологических концепций, закономерно привела к возникновению марксистской диалектико-материалистической философии.
Философия марксизма, являясь теоретической основой научного мировоззрения, отражает всеобщие диалектические связи, законы движения, развития материального мира и мышления, выступает как теория и метод научного познания и революционного преобразования действительности. Она привела к утверждению и научному обоснованию предмета философии в его действительной специфичности. | |
Просмотров: 748 | |