О трех аспектах вопроса: «что такое философия?» В. Е. ДАВИДОВИЧ, В. П. ЯКОВЛЕВ В вопросе «что такое философия?» объективно заключены три относительно самостоятельных, хотя и глубоко связанных между собою, стороны или аспекта. Их не следует отрывать друг от друга, но и не следует смешивать.
Первый аспект — предмет философии, второй — специфика философского знания, третий — функции философии.
Вопрос о предмете философии — это вопрос о том, чтб изучает философия. Вопрос о специфике философского знания — это вопрос о том, кйк философия изучает свой предмет, какими средствами. Вопрос о функциях философии — это вопрос о том, зачем человеку, обществу, общественным классам нужна философия.
И предмет философии, и специфика философского знания, и функции философии исторически не оставались неизменными, они развивались. Это развитие определялось в конечном счете развитием всей системы общественного производства, непосредственно — производства духовного. Однако эволюция, развитие предметной области философии, источников и средств философского творчества, как и социальных функций, или общественного назначения, теоретической деятельности философов не означает того, что все эти три стороны, охватывающие и выражающие сущность, характер и смысл философской формы общественного сознания, не имеют своего исторического инварианта.
Этот инвариант определяется тем, что философия — во все времена и во всех ее идеологических и гносеологических формах — выступает как особый вид мыслительного отношения человека к миру (существующий в обществе наряду с отношениями научно-теоретическим и духовно-практическим), что она органически объединяет в себе абстрактно--теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельную сторону человеческого бытия, общественной практики. Философия, как высший уровень теоретического самосознания общественного человека, определяет в конечном счете не только гносеологические и методологические критерии, прилагаемые человеком к объектам знания, но и выбор им на этой основе определенной жизненной позиции, своей личной, проникнутой убеждением, программы поведения, действия. Можно сказать, что философия выступает поэтому не только как определенный образ мысли, но и — в принципе, в идеале — как воплощение образа мысли в образ жизни человека того или иного класса, той или иной эпохи.
Специфика философии — в том, что в ее системах и учениях выражены не просто теоретические знания о мире (взятые на уровне всеобщего), но также и определенное отношение к этим знаниям, оценка их со стороны общественных целей человека. Именно потому, что философские проблемы ориентированы на высшие познавательные интересы и цели человека, его жизненные установки и ценности, они в историческом развитии человечества вечны, неустранимы.
Смысл и содержание философских проблем с гениальной глубиной и простотой очерчены Кантом: 1. Что может знать человек? 2. Что он должен делать? 3. На что может надеяться? (см.: Кант. Соч. в 6-ти томах. М., 1964, т. 3, с. 661). Объединяя, синтезируя в себе и теоретическое и практическое отношение к миру, философия сосредотачивает свое внимание на человеке, которого она изучает в аспекте совокупного опыта истории, в перспективе всех сторон и возможностей его теоретической и практической деятельности. Тем самым философия выступает как общая теория, или стратегия, человеческой жизни и деятельности в целом.
На наш взгляд, особую сложность и трудность представляет вопрос о специфике, т. е. источниках и средствах философского знания. Его разработка в настоящее время особенно актуальна. Это вопрос о «тайнах» лаборатории философа, в центре которого стоят вопросы о специфике опыта, обобщения и критерия истины в философии. Анализ этого вопроса приводит к выводу, что философское знание не может быть выведено- как синтез специально-научного знания, ибо реальной базой философии является весь всемирно-исторический опыт человечества, в многообразии, богатстве всех его форм. Однако особое, важнейшее значение среди последних принадлежит опыту общественно-политической борьбы и опыту мыслительного, нравственного и эстетического, т. е. духовного, развития человечества, воплощенного в логике и истории культуры.
Все сказанное позволяет сделать общий вывод о том, что философия невозможна как система отвлеченного знания о мире вне человека и без человека. «Безлюдной» философии быть не может.
Философское знание «пристрастно», оно не свободно и не может быть свободно от человеческого интереса. Все дело, однако, в том, об интересах каких классов, каких общественных групп идет речь. Совпадают ли субъективные цели этих классов с объективным смыслом исторического бытия? или противоречат ему? Но это уже вопрос о классовом, партийном содержании философских идей в антагонистическом обществе. | |
Просмотров: 961 | |