Предмет и основной вопрос философии В. В. ОРЛОВ Продолжающаяся уже три десятилетия дискуссия о предмете философии еще не привела к окончательному общепризнанному результату. Важнейшей причиной этого является, на мой взгляд, отсутствие ясности в связи с центральным моментом обсуждаемой проблемы — соотношением основного вопроса философии и предмета философии.
В советской философской науке существуют две основные трактовки философии: как науки о наиболее общих сторонах мира в целом и его познания, как единства онтологии, гносеологии и логики, при бесспорном главенстве онтологии, учения о наиболее общих сторонах мира в целом и как гносеологии в широком смысле, науки о мышлении с его содержательной и формальной стороны [1, 37]. Так, по категорически выраженному мнению Б. М. Кедрова, только вторая точка зрения всецело учитывает специфику научной философии, ее основной вопрос и «ни о какой «онтологии», ни о каком «онтологическом аспекте» в философии марксизма не может быть и речи» [1,40].
Если основной вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к материи, то, согласно «гносеологической концепции» философии, предметом философии является отношение сознания к внешнему миру, а не сам внешний мир как таковой. Онако изложенный аргумент не является убедительным, он основан скорее на формальном и внешнем, а не содержательном подходе к трактовке основного вопроса философии. При столь непосредственном и прямолинейном подходе оказывается, что философия должна выяснять сущность сознания, или даже только его отношение к внешнему миру, не выясняя сущности последнего, ибо сущность внешнего мира, как нам предлагают считать, не является предметом философии. Но каким образом можно выяснить сущность сознания или его отношения к внешнему миру, если последний остается для философии неизвестной величиной? Хотят этого или не хотят, но «гносеологическая концепция» философии приходит либо к отрицанию существования всеобщих черт, особенностей, законов мира как целого, либо к отрицанию их познаваемости. И в том, и в другом случае объяснение природы сознания оказывается невозможным. Поскольку философия исследует не просто сознание (это задача психологии), а наиболее общую природу сознания, она должна исходить из понимания наиболее общей природы внешнего мира. Материализм заключается в трактовке сознания как производного от материи. Материализм поэтому объясняет сознание на основе научного понимания сущности материального мира. Попытка объяснения сознания и его отношения к внешнему миру вне глубокой зависимости сущности (всеобщих сторон) внешнего мира не может быть согласована с духом материалистической философии.
В диалектическом материализме, таким образом, должны существовать, в их глубокой взаимосвязи, наиболее общая концепция материального мира (онтология) и наиболее общая концепция познания (гносеология). Утверждать, что в марксизме учение о мире и учение о его познании неразличимы, тождественны — это значит ликвидировать различие между материей и сознанием, материализмом и идеализмом, ликвидировать основной вопрос философии. В марксизме онтология и гносеология не только не тождественны (какими они могут быть только для идеализма, позитивизма), но даже противоположны по своему содержанию, ибо они отображают противоположность материи и сознания. В силу первичности материи, вторичности сознания концепция материального мира не может не быть теоретически и логически «первичной» по отношению к концепции сознания и познания. Онтология, в ее марксистском смысле, является ведущей, определяющей частью марксистской философии.
Вследствие глубокой взаимосвязи материи и сознания, онтология и гносеология марксизма находятся в диалектическом единстве, однако это не означает, что учение о материальном мире и учение о познании в марксизме отождествляются.
Теоретической основой «гносеологической концепции» философии является слишком узкое толкование основного вопроса философии, сведёние его к вопросу об отношении, изолированном от сущности того, что относится. По нашему мнению, основной вопрос философии есть тройственный вопрос, включающий в себя вопросы о сущности внешнего мира, сущности сознания и, следовательно, о сущности отношения сознания к внешнему миру. Основной вопрос философии — это вопрос о соотношении сознания и материи, включающий в себя, в качестве главного, исходного момента вопрос о сущности внешнего мира и, в качестве производного, вопрос о сущности сознания, которая может быть понята только через выяснение отношения сознания к материальному миру. | |
Просмотров: 845 | |