Предмет философии и природа философского знания Ю. П. АНДРЕЕВ I. В настоящее время развитие философского знания достигло такого уровня, при котором с необходимостью возникает потребность в самопознании, в философской саморефлексии. Поэтому в центре внимания оказываются проблемы о природе философского знания, предмете, структуре и логике философии как науки и как учебной дисциплины. Решение данных проблем имеет огромное теоретическое, практическое (учебно-педагогическое), мировоззренческое и методологическое значение.
II. История становления и развития философского знания и по форме, и по содержанию отличалась слитностью, определенным «синкретизмом» с мифологическим, религиозным, логическим, экономическим, естественнонаучным и другим знанием. Его «кристаллизация» в науку с собственным предметом исследования связана с возникновением марксистско-ленинского учения, которое особенно интенсивно развивалось в советский период. Процесс дифференциации и интеграции наук, как закономерность развития науки в целом, проявляется и в области философского знания, путем оформления -собственно философии (диалектический и исторический материализм) и философских наук (этика, эстетика, научный коммунизм и т. д.), которые называются таковыми преимущественно по причинам их генетической обусловленности от философского знания, исторической традиции, непосредственным использованием философии как методологии исследования социальных явлений и активным воздействием на ее развитие.
III. Предмет философии (диалектический и исторический материализм) в самом общем виде детерминируется и определяется, во-первых, объектом и субъектом познания и практического преобразования, но не в их расчлененном виде, а в рамках субъект-объектного отношения, которое должно исключать фиксацию в качестве предмета философии одной из его сторон, что характерно для большинства наук о природе и обществе. Во-вторых, субъект и объект «представлены» в данном случае не на уровне единичного (индивидуальной формы своего проявления), а на уровне общего (объект — мир в целом, субъект — человеческое общество). В-третьих, философское освоение мира предполагает вычленение и анализ наиболее общих и существенных форм (видов) существования (организации) и движения объекта и субъекта, основных причин и законов их функционирования и развития.
Таким образом, предметом философии является субъект -объектное отношение, в котором субъект и объект выступает в наиболее общих формах существования (организации), движения и законах своего функционирования и развития.
IV. Предмет, в сбою очередь, определяет как структуру и логику философии, так и природу философского знания. Наиболее общими исторически сложившимися структурными элементами философии являются диалектический и исторический материализм в их относительной самостоятельности и органической взаимосвязи. При всех попытках проинтегрировать их следует учитывать: 1) тенденцию к усложнению общества как системы (ее структуры, законов и т. д.) ив связи с этим необходимость специализации исследований в этой области философского знания; 2) огромную и все возрастающую методологическую и мировоззренческую функцию исторического материализма в познании и оценке социальных явлений; 3) относительную самостоятельность постановки и решения теоретических проблем (если диалектический материализм ставит и решает, например, вопрос 6 том, что есть природа, то исторический материализм должен решать вопрос о ценности ее для человека, если диалектический материализм отвечает на вопрос, что есть жизнь вообще, то исторический материализм— в чем заключается смысл человеческой жизни и т. д.). Понятно, что в настоящее время мы имеем дело с проблемой противоречия между должным и сущим, г. е. с одной стороны, необходимостью «синтеза» диалектического и исторического материализма, а с другой — реальным состоянием философского знания и динамикой его развития.
V. Природа философского-знания, определяемая предметом философии, обладает рядом специфических признаков. Во-первых, философское знание отличается наиболее высокой степенью своей абстракции; во-вторых, интегративностью своего содержания (обобщение и интеграция достижений других наук о природе и обществе); в-третьих, постановкой и решением вопроса о соотношении бытия и сознания (для философии выступающего в качестве основного); в-четвертых, своими «предельными» методологическими и мировоззренческими функциями, как наиболее общий метод познания и преобразования объекта и субъекта в рамках субъект-объектного отношения. | |
Просмотров: 1148 | |