Связь проблемы предмета философии с основным вопросом (овф)

Связь проблемы предмета философии с основным вопросом (овф)

Г. И. ПАТЕНТ

Трудности в решении вопроса о предмете философии заключаются, на наш взгляд, в недостаточном уяснении связи этой проблемы с основным вопросом философии (ОВФ).

 

1.            Предметом философии является не тот или иной круг природных или социальных явлений, а мир как целое. Более конкретно: мир в его всеобщих фундаментальных структурах и закономерностях и в его единстве, что для всего частнонаучного знания в принципе недостижимо. Все ОВФ этот предмет философии непознаваем. Между миром как целым и предметом всего частнонаучного знания — бесконечность и переход от мира как целого к ее части и обратно не является однозначным: из мира как целого невозможно «вывести» часть его и, наоборот. Таким образом, ОВФ вычленяется предмет философии.

 

2.            ОВФ конституируется философия как особая область знания. В зависимости от решения ОВФ образуются центральные для данной философской системы категории (материи, сознания), содержание которых влияет на состав, содержание, место и внутреннюю взаимосвязь всех других категорий, образуя целостную теоретическую систему. Например, понятия «материя», «сознание» только благодаря ОВФ становятся философскими категориями со своим значением и местом в философии.

 

3.            Филофское обобщение принципиально отличается от частнонаучного главным образом благодаря тому, что оно осуществляется сквозь призму ОВФ: факты повседневной жизни и положения частнонаучного знания исследуются и обобщаются философией прежде всего исходя из ОВФ. Благодаря ОВФ философские обобщения, будучи различными по уровню, все отличаются от частнонаучных тем, что в них (хотя и в разной степени) «просвечивает» мир как целое — грани этого мира, не фиксируют конкретных признаков, свойств определенных областей бытия, из них самих нельзя «выводить» конкретные явления и поэтому они не проверяются в эксперименте. Среди философских обобщений имеются онтологическо-гносеологические, в которых более или менее непосредственно «сидит» ОВФ (например, определение материи В. И. Лениным), либо онтологические, фиксирующие субстанцию и ее атрибуты применительно к миру модусов. Но и последние являются философскими, обладают их основными свойствами. Философские обобщения не могут быть без остатка разложены на частнонаучные. Благодаря тому, что философские обобщения «впитывают» все другие знания через ОВФ, философия обладает своей относительной самостоятельностью и своей преемственностью в развитии, может отставать или опережать практику и частнонаучное знание своего времени.

 

Иногда, в противовес тому взгляду, что предметом философии является мир как целое, его фундаментальные структуры и закономерности, как и всеобщие закономерности его познания, предмет марксистской философии сводится к материалистической диалектике как всеобщей теории развития, конкретизациями которой являются диалектика природы, общества, мышления и познания (в духе единства диалектики, логики и теории познания). Но сама всеобщность материалистической диалектики обеспечивается только материалистическим решением ОВФ, а в нем уже содержится «куст» положений о материи как субстанции, ее атрибутах, о материальном единстве мира и т. д.       (

 

Всякие попытки противопоставить теорию диалектики учению о мире как целом несостоятельны.

 

Иногда считают, что предметом философии является не мир, а ОВФ. Несомненно, что изучение взаимоотношения сознания и материи — важная задача философии, но она может быть успешно разрешена только в том случае, если уже исходить из материалистического его решения, т. е. из изначальной первичности материи, которая опять-таки уже включает в себя выше указанный «куст» — мир как целое и его фундаментальные структуры. Лишить изучение ОВФ этого фундамента — значит, лишиться решающего обоснования. Марксистско-ленинская философия впервые стала наукой благодаря тому, что она дает последовательно материалистическое и вместе с тем диалектическое решение основного вопроса от его «фундамента» — структур мира как целого — до всех «выше» лежащих этажей огромного философского здания — к миру модусов, явлениям природы, общества.

 

Из изложенного выше следует, что философия это прежде всего онтология. Положение, к сожалению, распространенное, что в марксистской философии нет онтологии без гносеологии, упрощает взаимоотношение между этими областями философии и служит недооценке и даже отрицанию онтологии. Онтология служит основой для гносеологии, а не наоборот. Онтология развивается на основе того или иного решения первой стороны ОВФ и обобщения данных практики и частнонаучного знания через ОВФ. В этих рамках диалектико-материалистическая онтология обладает относительной самостоятельностью внутри диалектического материализма. Онтология на современном уровне диалектического материализма состоит, по крайней мере, из двух частей:

 

а)            первичной онтологии фундаментальных структур мира — учения о материи и ее атрибутах;

 

б)           вторичной онтологии той части мира, порождением которой являемся мы — люди, и которая является объектом нашей практики и частнонаучного познания. Поскольку между миром как целым и нашей частью его — бесконечность, а связь неоднозначна, то чисто логическое «выведение» (б) из (а) невозможно. Этот скачок может осуществиться опять-таки через ОВФ, который обеспечивает «перенос» достигнутого первичной онтологией в «нашу» вселенную, но с определенным отрицанием в виде ограничения и конкретизации первичных онтологических положений применительно к этой части мира. Суть ограничения и конкретизации состоит в переходе от абсолютной субстанции и ее атрибутов к относительной субстанциональности, а также учете соотношения внешних и внутренних взаимосвязей материальных систем внутри этой части мира, что порождает потребность и в новых онтологических категориях: «формы», «виды» материи, «форма движения», «основные формы движения», «движение и развитие» пространство и время в микро- и мегамире, в биологических и социальных системах и т. д.

 

Разработка вторичной онтологии (ее можно расчленить на диалектику природы и диалектику человеческой истории) осуществляется в процессе взаимодействия философии и частнонаучного знания путем обобщения результатов последнего, но обобщения, направляемого принципами и положениями первичной онтологии, которая и сама при этом может подвергаться коренным изменениям под влиянием великих открытий частнонаучного знания, практики и истории философии, но они обобщаются опять-таки через призму ОВФ.

 

Положения вторичной онтологии остаются философскими. Из них невозможно «вывести» какую-нибудь частнонаучную теорию или закон. «Первичная» и «вторичная» онтологии диалектического материализма выполняют по отношению ко всему частнонаучному знанию мировоззренческую и методологическую роль.

Категория: Философия | Добавил: fantast (12.06.2018)
Просмотров: 823 | Рейтинг: 0.0/0