Системный подход к определению предмета философии И. А. ЖУКОВ
1. Философия является целостной теоретической системой. Это позволяет применять принципы системного подхода к определению ее предмета исследования.
2. Целостная теоретическая система отображает в своей структуре целостную структуру предмета исследования. Элементы теоретической структуры, каждый по-своему, отображают различные стороны предмета, но, в целом, между этими элементами есть общее, что определяет их принадлежность к данной теории.
Выявив это общее, возможно, с определенной степенью истинности определить общие черты предмета исследования, которые отображаются теорией.
3. Основными элементами теории являются принципы, законы и понятия.
Разрабатывая новые учения, классики марксизма значительное внимание уделяли формированию и развитию диалектико-материалистического понимания принципов. Критикуя идеалистические трактовки принципа, как порождаемого усилием воли, Ф. Энгельс отмечает, что «...принципы не применяются к природе и человеческой истории, а абстрагируются из них, не природа и человечество сообразуется с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постолько, поскольку они соответствуют действительности, природе и обществу» [1, 34].
Отражение принципом действительности имеет свою специфику. Ф. Энгельс по этому поводу замечает, что принцип выступает как «заключительный результат исследования», в силу чего он может являться исходным «началом» для дальнейшего процесса познания [1, 34].
Выступая «заключительным результатом исследования», принцип предварительно проходит определенный путь становления, включающий следующие этапы: от конкретного к абстрактному, от него к общенаучным категориям и затем к принципу [3, 12]. При этом происходит обобщение отражаемого материала и выявления в нем всеобщего.
В результате отмеченного принцип как элемент целостной теоретической системы своим содержанием имеет положения о наиболее общих и всеобщих сторонах действительности. Другим элементом системы является закон. Он отражает существенные и необходимые связи. Специфика законов рассматриваемой целостной системы определяется рядом факторов. Одним из них является то, что целостное отражение предмета исследования теории предполагает наличие того или иного способа, метода целостного изображения сущности. Таким методом выступает диалектика. Ф. Энгельс следующим образом обрисовал ее предмет: «Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» [1, 145]. Поскольку метод отражает сущностные стороны предмета исследования, то законы диалектики, как элементы целостной системы, отражают сущность этого предмета на уровне всеобщего.
В философской теоретической системе категории как элементы этой системы отражают мир в наиболее общей форме, что служит критерием их отличия от понятий других наук. Признак всеобщности предполагает, что категории отражают свойства, присущие всем вещам и явлениям, отражают противоречивую сущность связи, движения и развития.
4, Краткая характеристика элементов рассматриваемой системы показывает, что общим для всех элементов является отражение предмета на уровне всеобщего. В системе эти элементы дают теорию всеобщего, «науку о всеобщем, ,которая в ходе своей истории называлась то первой философией, то метафизикой, то онтологией, а то и просто философией» [2, 41—42]
| |
Просмотров: 708 | |