Философия - категориальная основа мировоззрения В. Н. САГАТОВСКИЙ 1. Предмет философии следует определять, исходя не из субъективных предпочтений того или иного исследователя и даже не из простой констатации того, чем занимаются философы.
В решении этого вопроса логично применить функциональный подход: вывести предмет и структуру философии, исходя из той функции, которую она должна выполнять в духовном производстве, в управлении жизнью общества.
2. Для управления человеческой деятельностью в целом необходима и достаточна информация трех уровней: знания, отвечающие на вопросы «что такое?» предмет деятельности и «как?» превратить его в нужный продукт (эмпирико-технологический уровень); знания, отвечающие на вопрос «почему?» предмет таков и с ним надо поступать именно таким образом (теоретический уровень); знания, отвечающие на вопрос «во имя чего?» следует поступать именно так и определенным образом использовать знания двух предшествующих уровней (мировоззренческий уровень).
Мировоззрение решает вопрос о месте человека в мире и сущее (человек и мир) интересует его не само по себе, но как обоснование должного: что человек должен делать, каким идеалам он должен следовать.
Решение основного вопроса мировоззрения включает в себя две части: отношение человека к объективной действительности и к другим людям, его место в природе и среди людей.
Состав, форма выражения и направленность мировоззрения всегда носят конкретно-исторический характер.
3. Тем не менее, в основе любого мировоззрения лежит определенная категориальная инварианта, которая может быть представлена в виде схемы. Раскрытие этой исходной структуры, наполнение ее конкретным категориальным содержанием дает рефлексивное обоснование мировоззрения.
Именно рефлексивное обоснование мировоззрения на категориальном уровне (мировоззренческая функция) и задание на этой основе стратегических ориентиров целостной деятельности субъекта (методологическая функция) и являются основными функциями философии.
Философия является не только самосознанием науки, но самосознанием человеческой деятельности и культуры в целом.
4. Итак, сущностная специфика философского знания заключается в его категориальное™. Какие же знания являются категориальными? Отвечая на этот вопрос, мы снова обратимся к функциональному критерию. Понятия становятся категориями когда они, во-первых, универсальны по отношению к С — О — С структуре, и, во-вторых, когда они необходимы (а в своей совокупности необходимы и достаточны) для занятия субъектом рефлексивной позиции по отношению к его деятельности. Например, в современную эпоху осознана универсальность понятия системы по отношению ко всем элементам С — О — С структуры и, в то же время ни целостное осознание, ни эффективное стратегическое управление деятельностью оказывается невозможным без применения системного подхода; следовательно, понятие системы получает категориальный статус, как когда-то это произошло с понятиями эволюции, вероятности и т. д.
5. В то же время категориальное знание отнюдь не всегда существует на уровне понятий, дискурсивного мышления. Категориальные схемы организуют человеческое знание на любом его уровне, даже в мышлении ребенка наблюдается становление категориального знания в виде того, что Я. Пиаже назвал перцептивными схемами... Философия как наука занимается понятийным осмыслением категориальных знаний. Но философия не всегда конституируется в виде науки. Философия как форма общественного сознания, сохраняя универсальность и рефлексивность, может существовать на донаучном (что отнюдь не обязательно означает ненаучность) уровне.
6. В рамках исходной С — О — С структуры философского знания выделяются следующие группы философских дисциплин:
1) Философское учение об общей структуре, общих законах функционирования и развития субъекта (в единстве трех его уровней: индивид, группа, общество). Здесь философия должна дать категориальную основу для моделирования, прогнозирования и в конечном счете управления целостным развитием социальных систем, быть методологической основой комплексного человековедения.
2) Философское учение об общей структуре, общих законах функционирования и развития объекта. Здесь философия должна построить атрибутивную модель материи (что ни в коем случае не следует путать с натурфилософской или физи-калистской онтологией).
3) Философские учения об универсальных аспектах субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений (гносеология, этика, эстетика, праксиология и др.).
7. Принципы диалектического и исторического материализма должны пронизывать все области философского знания: субъектологию, объектологию, гносеологию и т. д. Рассмотрение диалектического и исторического материализма как особых разделов, рассматривающих соответственно мир в его общих проявлениях и общество, представляется такой традицией, которая не способствует целостному развитию философской науки и ее системному изложению в учебном процессе. | |
Просмотров: 858 | |