К вопросу о соотношении детерминизма и детерминации В. И. Белов Проблема детерминизма, причинности в последнее время перестает быть чисто теоретической проблемой. В период бурного экономического развития, грандиозных социальных изменений в условиях НТР анализ причинной обусловленности явлений приобретает большое практическое значение. Дело в том, что планирование, научное предвидение, прогнозирование невозможны без четкого представления о взаимозависимости, взаимообусловленности явлений объективного мира.
По проблеме детерминированности природных явлений и процессов существует довольно многочисленная философская и естественнонаучная литература, что нельзя сказать о литературе, посвященной анализу социальной детерминации.
В настоящее время в философской литературе появилось много разновидностей термина детерминизм, как, например, диалектический детерминизм, биологический, статистический, социальный, информационный, структурный, а также такие категории, как однозначная детерминация, вероятностная, статистическая.
Анализируя различные термины детерминизма, приходим к выводу, что они несут общее содержание — учение о закономерных связях между явлениями. «Признание объективной закономерности природы и приблизительно верного отражения этой закономерности в голове человека, есть материализм»3. Это высказывание В. И. Ленина характеризует осноny принципа материалистического детерминизма. Детерминизм — философская концепция, признающая всеобщую причинную обусловленность явлений, а также всеобщую закономерную обусловленность явлений в процессе развития, которая является результатом его внутренних процессов и всех его взаимодействий с другими телами.
Детерминация нам представляется формой проявления детерминизма, т. е. формой всеобщей закономерной связи и взаимообусловленности между явлениями.
Детерминизм как философский принцип един и выделять различные виды детерминизма, на наш взгляд, излишне.
В различных формах движущейся материн детерминизм проявляется по-разному.
А раз мы определили детерминацию как форму проявления детерминизма, то имеет смысл говорить не о статистическом детерминизме, а о статистической детерминации, не о социальном детерминизме, а о социальной детерминации и т. д.
Различные виды детерминации отражают специфику проявления принципа детерминизма в определенной области движения материи.
Кроме того, в любой области движения материи присутствуют также однозначная и вероятностная детерминации, которые познаются нами соответственно, как законы однозначной и вероятностной детерминации. Правомерность выделения двух аспектов детерминации (онтологический и гносеологический) основана нами на положении В. И. Ленина, которое конкретизирует диалектический взгляд Ф. Энгельса на детерминированность познаваемых явлений: «Человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны одного единого мирового процесса»1.
Детерминация, понимаемая в онтологическом аспекте, — детерминация предметов, явлений в окружающем нас реальном мире. Она проявляется независимо от нас, независимо ни от человека, ни от человечества. Различным формам движения материи, различным областям материальной жизни соответствуют различные виды детерминации. Эти виды взаимосвязаны уже потому, что все они есть формы проявления материального принципа — детерминизма. В зависимости от степени организованности материи можно говорить и об уровне и степени развитости вида детерминации.
Называя любую высокоорганизованную форму движения материи, например социальную, мы можем назвать и вид детерминации, соответствующий этой форме — «социальная детерминация». И хотя в этой форме детерминации присутствуют и другие виды, свести социальную детерминацию к какому-нибудь другому виду мы не можем. Исследуя различные виды детерминации, причинности, мы замечаем, что в объективном, реальном мире все эти виды проявляются через диалектически взаимосвязанные однозначную и вероятностную детерминации. Но различить однозначную и вероятностную детерминации на онтологическом уровне очень трудно, установить качественное отличие можно на гносеологическом уровне.
Всеобщность принципа детерминизма проявляется во взаимосвязи между явлениями и процессами материального мира, в том, что всякое явление связано с другими явлениями, имеющими место в прошлом, и обусловлено ими. Эта связь может быть однозначно или вероятностно детерминирована в зависимости от внешних условий и внутренних свойств самого предмета или явления. Кроме того, принцип детерминизма выступает как гносеологический закон, выражающий генетическую последовательность фактов или явлений познания, совпадение законов науки, законов познания и законов объективного мира, означает, что существует и генетическая связь явлений материального мира, выступающая источником, прообразом данного способа мышления. Принцип детерминизма нам представляется как закон объективного мира, как закон познания.
В гносеологическом аспекте можно выделить два вида детерминации. Они проявляются соответственно через динамические и статистические законы. Проблема соотношения динамических и статистических законов возникла, например, в физике, с появлением молекулярно-кинетической теории газа. До этого в физике господствовали теории однозначной детерминации. К концу XIX и. было завершено построение всех основных динамических теорий1. Этим теориям свойственно следующее: взаимная зависимость между всеми физическими величинами, входящими в данные теории, которые задаются одпозначно «жестко», а не вероятностным образом. Описываемые ими явления объясняются как абсолютно необходимые. Случайное не учитывается теорией.
Но с конца XIX в. в физике появляются теории, отличные от динамических. В основе этих теорий лежат законы вероятностной детерминации. Можно также отметить, что попытки изучения законов однозначной и вероятностной детерминации были уже и в домарксистской социологии при изучении социальных явлений. Так, например, с помощью статистики устанавливали регулярность, повторяемость в развитии общественных явлений. Известный бельгийский социолог Л. А. Кет-ле в книге «О человеке и развитии его способностей» показал, что рождаемость, смертность, преступность и другие массовые явления подчиняются определенной закономерности, обладают внутренней необходимостью. Но объяснение этой необходимости ему никогда не удавалось1.
Следует также отметить, что изучению механизма действия социальных законов до недавнего времени почти не уделялось внимания, их действия считали проявлением необходимости в абсолютной форме. Однако ученые считают, что для раскрытия механизма действия социальных законов необходимо выяснить соотношение между необходимостью и случайностью в различных связях между человеком и условиями его жизни. Связи эти могут быть далеко не однозначные и не только прямые, но и обратные.
В ходе практики у людей возникают материальные и духовные потребности. Они побуждают человека к деятельности. На их основе он ставит себе цели, выбирает пути и средства для их достижения, соотносит возможное с действительным и т. д. Схематично связь между человеком и условиями его жизни можно представить в виде цепочки: условия жизни людей — потребности — интересы — постановка цели — действия по достижению цели — изменения условий жизни1 2.
Если законы природы выполняются в любой момент времени, то законы общественного развития действуют не в каждый данный момент времени, а проявляются в виде тенденции, осуществляющейся на протяжении длительного промежутка времени.
Необходимо отметить, что законы однозначной детерминации, выступающие в форме функционирующей системы отношений, есть не что иное, как однозначная детерминация, тогда как вероятностная детерминация реализуется на протяжении длительного промежутка времени, т. е. выступает в виде тенденции. Так, например, в одних и тех же социальных условиях формирующаяся личность сохраняет свою индивидуальность. Здесь связь между однозначной и вероятностной детерминацией аналогична связи процесса и результата. Так, взаимодействующие люди подчиняются определенному типу общественных отношений, проявляющихся как однозначно детерминированный вид законов; каждый человек индивидуален, имеет определенный уровень знаний и умений, творческих способностей, в целом определенный уровень системы сознания, которая подчиняется действию вероятностно детерминированных законов.
В современной философской литературе по вопросу о соотношении законов однозначной и вероятностной детерминации существует несколько точек зрения:
1. Однозначно-детерминированные законы первичны, а вероятностно-детерминированные вторичны как усредненные динамические законы; на такой точке зрения стоят Я. П. Тер-ледкий, И. В. Кузнецов.
2. Вероятностно-детерминированные законы первичны, однозначно-детерминированные вторичны, производим от статистических. Эту точку зрения поддерживают В. А. Фок, Г. Я. Мякиш ев, М. Борн.
3. Мы стоим на точке зрения, что для характеристики соотношения законов однозначной и вероятностной детерминаций подход в плане первичности и вторичности неправомерен.
Так же, как необходимость связана со случайностью, таки любая реальная связь есть диалектическое единство динамических и статических сторон. Эту точку зрения разрабатывает академик Вонсовокий1.
Для подтверждения нашей точки зрения рассмотрим примеры из различных областей движения материи.
Так, при дифракции электрона на кристалле мы не можем однозначно определить место каждого отдельного электрона на экране, но зато можем вполне однозначно рассчитать дифракционную картину в целом.
Выше говорилось уже, что любой общественный закон проявляется как закон-тенденция и зависит от трех факторов: действия закона, наличия условий и субъективного фактора. Все законы общественного развития однозначно детерминированы той вероятностной основой, в которой они проявляются как однозначно детерминированные.
При рассмотрении природных и общественных явлений можно сделать вывод, что любые однозначно-детерминированные законы имеют вероятностную основу. Это диалектическое соотношение однозначной и вероятностной детерминации носит закономерный характер.
В заключение подчеркнем, что соотношение детерминизма и детерминации мы рассматриваем в двух аспектах — в онтологическом и гносеологическом. Детерминация нами понимается как форма проявления принципа детерминизма в различных областях движения материи.
В объективном мире различные виды детерминации присутствуют соответственно во всех формах движения материи. Качественно различить виды детерминации на онтологическом уровне практически невозможно. На гносеологическом уровне все виды детерминации проявляются как законы однозначной и вероятностной детерминации. | |
Просмотров: 1551 | |