Особенности современной формы материализма

Особенности современной формы материализма

Д.филос.н.,проф. В.В.Орлов Пермский университет

С возникновением научного материализма - диалектического материализма - материализм интенсивно развивается, меняя свою форму в зависимости от крупных открытий в естествознании и коренных изменений в общественной жизни. Имеются все основания утверждать, что во второй половине ХХ в. материализм исподволь меняет свою форму, складывается новая форма научного материализма, что ещё не получило своего признания. Вторая форма научного материализма, связанная с ленинским этапом развития марксистской философии, базировалась на открытиях естествознания рубежа Х1Х-ХХвв.: электрона, делимости атоме, изменчивости массы электрона и т.д.

Последующее развитие естествознания, закладывавшего основы новой формы материализма, связано с появлением крупных физических теорий - квантовой механики и теории относительности, релятивистской космологии, современной химии, генетики и синтетической теории эволюции, экологии, современных разделов математики проективной геометрии, топологии), математической логики и др. Замечательной чертой естествознания второй половины ХХ века является возникновение крупных концепций, включающих идею развития, во всех основных отраслях естествознания. Если научный материализм ХIХ в. имел дело по существу с одной действительно эволюционной теорией  дарвинизмом, то в ХХ в. эволюционный характер приобретают основные концепции физики и химии. По сути дела материалистическая диалектика получила полностью адекватную естественнонаучную основу только в ХХ в.,в то время как в прошлом веке идея развития столкнулась с казавшейся неразрешимой проблемой конечности развития, обусловленной неизбежной гибелью жизни на Земле (Ф.Энгельс).

 

В системе естественных и социальных наук ХХ в. с полной очевидностью определилось глобальное направление мирового развития - единый, закономерный мировой процесс, из бесконечного числа ступеней которого нам известны пока лишь четыре - физическая, химическая, биологическая и социальная. Наука XX в. со всей определённостью выявила также место человека в бесконечном мире как микрокосма, способного к бесконечному познанию и практическому преобразованию мира. Современная наука ясно поставила вопрос о возможности как гибели человечества на Земле, так и его безграничной экспансии в космосе, делающей существование человека потенциально бесконечным К.Э.Циолковский).

Важнейшая особенность современной науки и человеческого бытия в целом состоит в том, что коренные философские вопросы о сущности мира и человека, его гибели или бесконечного прогресса становятся по существу вопросами непосредственного практического действия, глобальной стратегии развития человечества, а не абстрактного философствования.

 

Социально-экономические предпосылки новой формы научного материализма связаны с переломным характером современной эпохи, В противоположность утверждениям недалёких отечественных и зарубежных "пророков", усматривающих суть переживаемого обществом периода в "поражении коммунизма", переломный характер современной эпохи следует усматривать в пока ещё плохо осознанном, но весьма существенном шаге к будущему обществу свободного труда и коллективной собственности, важнейшим принципом которого станет "свободное развитие каждого как условие свободного развития всех". Дальнейшее усложнение и обобществление труда, связанное с возникновением постиндустриальных и информационных технологий, неуклонное внутреннее вырождение феномена стоимости, формирование предсказанного Марксом "всеобщего труда", приходящего на смену абстрактному труду, означает глубокий внутренний кризис капиталистической формы организации общественного производства, уже в наше время утратившего действительные идеалы, способные содействовать общественному прогрессу. Кризис, медленно, но неуклонно приближающий появление общества, с которым связано начало действительной истории человечества, не основанного более на эксплуатации человека человеком. Необходимость перехода к принципиально более высокой общественной организации, основанной на общественной собственности и плановом ведении хозяйства, диктуется также надвигающейся угрозой гибели человечества в результате неразрешимого в условиях частной собственности экологического кризиса.'

 

Одним из важнейших элементов новой общественной ситуации является поражение социализма в СССР, вызванное, с одной стороны, неспособностью руководства КПСС предложить обществу новую, современную модель социализма, с другой стороны - действием мощных внешних и внутренних прокапиталистических сил. Проводимые в России реформы находятся в прямом противоречии с магистральными тенденциями мирового развития, уровнем технологического, экономического, социального развития России. Начавшаяся в России реставрация капитализма заставляет провести внимательную и беспощадную переоценку состояния философской мысли, включая существующую форму материализма как теории и метода.

 

В ХХв. диалектический материализм - единственная философия, которая смогла дать в целом адекватное истолкование природы и общества на основе достижений современного естествознания и социальных наук, хотя иногда это происходило с опозданием, что имело место в оценке генетики в 40-50-е гг. под влиянием догматических взглядов, возникших вследствие игнорирования выработанных В.И.Лениным принципов подхода к истолкованию открытий в естествознании.

 

В начале столетия В.И.Ленин ("Материализм и эмпириокритицизм") дал глубокое объяснение революции в естествознании, которое не смогло выработать ни одно философское течение того времени. Гениальный характер предсказания неисчерпаемости электрона в 60-80-е гг. отметили ряд выдающихся физиков современности в связи с новейшими представлениями о строении вещества и поля. Освободившись от влияния догматизма 30-40-х гг., советская философская наука дала глубокий анализ всех основных достижений современного естествознания. По оценке известного американского философе Л.Грэхэма, "современный советский диалектический материализм является впечатляющим интеллектуальным достижением...По универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическое объяснение природы не имеет себе равных среди современных систем мысли...Наиболее характерная функция диалектического материализма в Советском Союзе вытекает из всеобъемлющего характера его концепции и тесной его взаимосвязи с современной научной теорией"(1).

 

Вместе с тем существующая форма материализма обнаружила ряд существенных недостатков. К ним можно отнести, прежде всего, вполне естественные недостатки, обусловленные трудностями роста философской науки и кадров, в особенности в 20-40-е гг..трудностями в овладении историей мировой философской культуры. Крупные недостатки в развитии научного материализма порождены влиянием догматизма, обусловленного культом личности. В 50-70-е гг. диалектический материализм осуществил весьма заметную теоретическую подвижку, которая начинает тормозиться в 80-90-е гг. вследствие исчерпанности старых подходов. По нашему мнению, наличная форма диалектического материализма в сущности имеет дело с выработанным, в основном, пластом философских проблем и исчерпанным потенциалом сложившихся трактовок научной философии. Это, разумеется, не затрагивает основные концепции диалектического материализма, эвристический потенциал которых неисчерпаем. Однако наличная трактовка научного материализма так же требует своей глубокой и решительной ревизии, как и Энгельсова Форша материализма на рубеже двух столетий.

 

Переход к новым трактовкам, поиск нетрадиционных постановок проблем и их решений во многом тормозился монопольными группировками московских философов, державших под контролем философские журналы и активно препятствовавших публикации статей "инакомыслящих". Особенно заметный урон был нанесён разработке проблем: природа философского знания, концепции материи, идеального, развития, человека. В силу исчерпанности прежних подходов и традиционного пласта проблем в советской философской науке 60-80-х гг. возникают попытки новаторства, опирающегося на принцип "лёгких решений". К ним относится прежде всего "гносеологическая концепция" философии, сводящая философию к гносеологии (Э.В.Ильенков, Б.Ы.Кедров). Методом ссылок на цитаты эта по существу полукантианская трактовка философии выдавалась, естественно, за "единственно марксистскую". Крайним выражением гносеологической интерпретации философии явилась концепция философии как совокупности недоказуемых постулатов (Э.М.Чудинов,Л.Б.Баженов и другие).

 

Весьма крупным недостатком наличной формы материализма является слабая связь с политэкономическим учением марксизма. Политическая экономия выступает одной из важнейших предпосылок диалектического и исторического материализма. Однако в 30-80-е гг. этот источник научного материализма использовался крайне слабо. Это было обусловлено как деформациями политэкономического учения Маркса под влиянием сталинизма, так и деформациями самой философской мысли. Важнейший вопрос теории и практики социалистического строительства - об отношении социализма к товарному производству. Решение этого вопросе Марксом и особенно Лениным, которое было заложено в его концепции НШа, не было учтено ни в сталинской модели социализма, ни в несколько изменённой модели 60-80-х гг.,что послужило прямой причиной кризиса социализма, которым воспользовались прокапиталистические силы. Конечно, привести пару цитат из сочинений Ленина о "Капитале" Маркса мог каждый, однако действительно глубокое понимание сути "Капитала" было весьма редким случаем. Для многих исследований характерна, например, поверхностная и наивная трактовка одного из важнейших понятий "Капитала" - абстрактного труда. Широко распространены ошибочные интерпретации идей Маркса в духе "концепции" "дематериализации" труда, превращения труда будущего главным образом в интеллектуальный труд(2). Материализм, не получивший глубокой политэкономической проработки, имел в определённом смысле незаконченный, незавершённый характер и назывался, используя известное выражение, "сражаемым", а не "сражающимся"..

 

Крупным недостатком наличной формы материализма явилась существенная недооценка проблематики материализма, связанная с фактическим сведением диалектического материализма н диалектике. Это выразилось в фактическом отождествлении диалектического материализма с материалистической диалектикой, которое усиленно подчёркивалось рядом авторов (Б.U.Кедров,И.Т.Фролов), Такой подход был связан с явной тривиализацией проблематики материализма, превращением положений материализма в нечто "само-собой-разумеющееся"-, что свидетельствовало скорее о непонимании действительной глубины и сложности проблем материализма. Весьма существенным недостатком господствовавшей формы материализма было сведение метода диалектического материализма к диалектике - вслед за Сталиным, в то время как для Маркса и Ленина метод философии - прежде всего материалистический с его главным требованием объективно-реального подхода к действительности. Не случайно, что именно в этой части и были допущены те тяжёлые теоретические и практические ошибки, которые привели к поражению социализма.

 

Представляется, что современная форма диалектического материализма имеет следующие важнейшие черты. Наиболее общей её Особенностью является конкретно-всеобщий (К.-В.) характер. Если наличная форма материализма основывается на предельно абстрактных понятиях материи вообще. сознания вообще, развития вообще и т.д., то современная форма материализма должна каким-то существенным образом включить в себя философски осмысленное особенное - физическое, химическое, биологическое и социальное, которые должны выступать не в качестве "примеров" проявления всеобщих законов, а войти в основную структуру философской теории. Новая форма материализма, далее, должна представлять собой развёрнутую систему категорий, имеющую К.-В. характер. Этот характер выражается в следующих особенностях. В отличие от предложенных в 70-80-е гг.- вариантов построения систем категорий, искомая система категорий должна основываться на К.-В. категориях.2. В её основу должно быть положено понятие единого, закономерного мирового процесса, из бесконечного числа ступеней которого нам пока известны лишь четыре - физическая, химическая, биологическая и социальная. Философски осмысленные, эти особенные получают весьма существенную теоретическую и конструктивную роль в системе современной формы научного материализма.3. Система категорий должна опираться на К.-В. принципы и структуру.4.Она должна быть построена на основе определённой генеральной программной идеи, выражающей основной смысл системы и определяющей её структуру..

 

Вариант К.-В. системы категорий научного материализма был предложен нами в 1980г.(3).Основная программная идея, определяющая смысл

 

и порядок построения категорий, была сформулирована следующим образом - мир есть бесконечно развивающаяся материя, закономерно порождавшая свой "высший цвет" - человека, способного к бесконечному познанию и практическому преобразованию мира. Программная идея определяет трёхчастный характер построения системы категорий в соответствии с тремя важнейшими, наиболее широкими категориями научной философии - материи, развития, человека. Исходной, начальной категорией такой системы выступает массовидное, всеобщее и в то же время простейшее "образование" - вещь, или предмет. Содержанием первой части("Материя") является выведение всех важнейших категорий научного материализма из начальной категории вещи, которое завершается формулированием понятия материи. Вторая часть(, "Развитие") представляет собой изложение К.-В. теории развивающегося мира, закономерно порождающего свой "высший цвет" - человека, или общество. Наконец, третья часть("Человек") включает развёрнутую концепцию человека ("всеобщую" концепцию, в отличие от социологической) как практического и познающего существа, способного н бесконечному познанию и практическому освоению мира.

 

В абстрактно-всеобщих изложениях категория материи получила заметно упрощённый характер (4), сводилась к несложному представлению об объективной реальности, хотя в марксистской философии понятие объективной реальности представляет собой весьма сложную абстракцию. Ь К.-В. системе категорий, вне которой понятие материи теряет свой смысл, ключевую роль в абстрагировании понятия материи играет категория бесконечности, с которой связана главная трудность выведения ' понятия материи как определения сущности мира(5). Каким образом человек, располагая всегда конечным опытом, способен давать достоверные заключения о сущности бесконечного мира, который остаётся заведомо более сложным, чем любая его доступная наблюдению область? Обнаружение способа определения сущности бесконечного мира - важнейшее открытие марксизма в философии.

 

Главное направление дальнейшего развития научного понятия материи связано с коренным изменением понятия объективно-реального существования на основе новых открытий физики, математики, химии, биологии, социальных наук.

 

Особую роль при этом следует приписать, по нашему мнению, политической экономии. Главной чертой современного переломного периода мировой истории является формирование нового типа материального труда, предсказанного Марксом - "всеобщего", или "научного", труда. Теоретическая фиксация, выделение этого феномена из совокупности социальных явлений, отличие его в особенности от интеллектуальных, духовных процессов, с которым этот труд обычно отождествляют, требует новых форм абстракции, свойственных современному материализму.

 

Эти формы абстракции пока ускользают от исследователей. Весьма важную роль в формулировании понятия всеобщего труда должна сыграть политическая экономия, которая находится в настоящее время в глубоком, хотя и скрытом кризисе, вызванном фактическим размыванием в современном обществе феномена товарного производства, феномена стоимости, ноторое не схватывается существующей системой понятий. Ориентируя на поиск новых экономических феноменов с позиций развивающегося понятия объективной реальности, современный материализм обнаруживает свой неисчерпаемый эвристический потенциал, которым не обладает ни однв конкурирующая с ним философская системе современности (6).

Категория: Философия | Добавил: fantast (17.06.2018)
Просмотров: 1150 | Рейтинг: 0.0/0