Достижения современной науки - свидетельство высшего единства материализма и диалектики

Достижения современной науки - свидетельство высшего единства материализма и диалектики

К филос. н., доц. ж. А. Кузьмичева Ярославский педагогический университет

Современная ситуация в обществе с широкой пропагандой идеализма, антинауки, религии, отказом от материалистических идей, в новых учебных пособиях по философии выдается за истину ненаучная картина мира (ее автор православный философ-математик Тростников) (1), притом не принимается во внимание ее квалифицированное опровержение (2). Паранауки, де-истские и креационистские концепции внедряются в общественное сознание средствами массовой информации, игнорирующими выступления ученых в защиту материализма и науки (3). Защита материализма, науки является сегодня важной задачей для сохранения "тонкой пленки разума" на нашей планете.

Новые достижения научного познания свидетельствуют о неразрывности диалектики и материализма, в переходе их на более высокий уровень развития. Если обратиться к синергетике, современной теории самоорганизации, ставшей общефилософской теорией развития, можно отметить, что ев раскрыты более глубокие стороны в диалектической взаимосвязи необходимости и случайности, возможности и действительности, причины и следствия, динамических и статических закономерностей, порядка и хаоса, эволюционного и скачкообразного развития.

 

Е сложных открытых нелинейных системах случайны? внешние воздействия, когерентные процессам, происходящим в некотором ряде ее подсистем, способны вызвать спонтанную самоорганизацию системы, открывая перед нами, по словам Приложила, неустойчивость, нестабильность, многовариантность существующего материального мира. Эти новые свойства мира, к которым обращена синергетика, требуют учета при его познании и воздействия на него. Заставить среду измениться под воздействием внешних сил можно лишь при условии, если они соответствуют внутренним законам ее функционирования, иначе все глобальные внешние усилия теряют смысл (4).

 

Сам механизм процесса самоорганизации системы, включающий ее качественное изменение в точках бифуркации, свидетельствует в пользу равноправия динамических и статических закономерностей. Забор развития в этих точках носит вероятностный характер, определяемый воздействием случайной резонансной флуктуации, а направление изменения самоорганизующейся системы происходит в соответствии с динамическими законами. Хаос, рассогласованность, беспорядок, согласно Пригожину, рассматриваются как объективный процесс в сложных самоорганизующихся нелинейных системах, как. этап их развития, как необходимость нового порядка. Притом хаос на микроуровне может играть роль силы, приводящей к выходу на новые диссипативные структуры. Мир нестационарных структур и процессов противоречив и парадоксален.

 

Развитие материалистической диалектики должно быть связано с осмыслением достижений в области системного метода познания, в частности в физической науке, поскольку по мере развития науки усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений, формирующихся.в различных науках. Реализация системного метода в физике связана с созданием Ю. и. Кулаковым и его школой теории физических структур, такой метатеории, которая объединила в себе все физические теории в абстрактной математической форме, воплощая идею универсального взаимодействия части и целого (6). Из этой теории можно вывести любой физический закон и благодаря ей сделано немало открытий в физике элементарных частиц. Таким образом, в области неживой природы реализована идея Л. фок Еерталонфи о создании единой теории систем. Эта системность природы, еще раз доказанное ее материальное единство - новый вклад в обоснование известных положений материалистической диалектики. Единство природы Воплощается и в создании теории Великого объединения, интегрирующей в себе все четыре существующие в природе взаимодействия.

Объектом современного научного погнания являются системы, составной частью которых является человек. Включаясь во взаимодействие, он. имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а с совокупностью возможностей, среди которых он должен сделать свой выбор. Так как чаще всего выбор может быть необратим и не может быть однозначно просчитан, на человека ложится большая ответственность за свои действия. Выбор связан с ценностной ориентацией субъекта. Система ценностей становится методом управления социальными системами. Согласно Пригожину, ценности -это коды, которые мы используем, чтобы удержать социальную систему, на некоторой линии развития, которая выбрана историей (6). Ценностные структуры включают в себя понимание добра, красоты, самоценности человеческой жизни, социальной справедливости, путей их достижения.

 

Научный мир сегодня вновь обращается к работам В. И. Вернадского, к его положениям о неразделимости косного и живого вещества, к пониманию живого как преобразователя косной материи, а разума как закономерного этапа развития материального мира. Человек - действующий, системообразующий элемент планеты и на нем лежит ответственность за судьбу биосферы и ноосферы. Русский космизм, антропный принцип поставили проблему человека и космоса. И если поддерживать представления Вернадского о том, что "научная мысль есть планетарное явление" (?) и лишь с позиции науки человек может вершить свое будущее, чтобы решать земные и космические проблемы, особенно важно защитить сегодня диалектико-материалистический метод и научнее материалистическое понимание мира.

Категория: Философия | Добавил: fantast (23.06.2018)
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0