Современный материализм и проблема человеческого бессмертия Д. филос. н. , проф. И. В. Вишев Челябинский технический университет 1. Проблема человеческого бессмертия всегда была центральной в любом мировоззрении, следовательно, и в философском, специфика которого заключается, прежде всего, в существовании двух основных подходов к ее решению - материалистического и идеалистического. Последний, по существу, реализует основные представления религии о трансцендентном бессмертии человека, но только, как правило, более рафинированно в теоретическом отношении и вариабельно (1).
2. Религиозно-идеалистическое решение данной проблемы однозначно связывается с упованием на посмертное существование человеческой личпости, которое, с одной стороны, выражает в своем роде гипертрофированное, как бы патологически переживаемое стремление к неограниченно долгой жизни, в др’той же - побуждает человека к восприятию соответствующих представлений, поскольку до сих пор нет реальных средств устранения фатальности естественной смерти. Примечательно в этом отношении, например, следующее высказывание известного русского религиозного философа К. Е Леонтьева. "Все бы ничего, - пишет он 0. А. Новиковой 21-го августа 1882 года, - да здоровье все плохо, и признаюсь Рам, отлагая всякий стыд, что иногда кападае" нестерпимая просто тоска от страха смерти. Ужасно не хочется умереть! Существование само дорого - как животному. Просто, понимаете, очень просто и грубо - существовать хочу!И Боюсь, страшно, скучно... жутко... " Как таком умонастроении К. Е .Леонтьев находит для себя единственный выход именно в религии. "Одно и облегчает это ужасное чувство, - утверждает он, - это церковь. Как побываешь у обедни или у всенощной, ну и оживешь" (2). При этом, разумеется, реальная смерть остается непреложной, проблема решается не в действительности, а лишь е воображении, по вере.
Еще одной иллюстрацией подобной эмоционально-психологической подоплеки указанного выбора могут служить следующие высказывания другого русского религиозного философа - С. Л. Франка. Предварительно развенчав и отбросив всех "кумиров", он пишет: "У нас осталась лишь жажда жизни -жизни полной, живой и глубокой, какие-то последние, глубочайшие требования и желания нашего духа, о которых мы не только не знаем, как удовлетворить, но не знаем даже, гак их выразить". И несколько ниже формулируется мысль, в которой убедительно проявлено к тому же умаление ценной единственно реальной земной жизни людей, столь характерное для религиозно-идеалистического мировоззрения. "Мы хорошо знаем, - утверждает С. Л. Франк, - что всякий миг счастья с избытком искупается страданиями или тоской пресыщения; мы знаем, что горя в жизни безмерно больше, чем счастья и радостей, мы изведали нищету, мы ясно видим неизбежный конец всякой жизни - смерть, перед лицом которой все становится одинаково призрачным" (3). А. такого рода примеры, демонстрирующие свойственные религиозно-идеалистическому мировоззрению абсолютизации и крайности, особенно в отношении проблемы .жизни, смерти и бессмертия человека, можно приумножить без всяких затруднений. Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что и сегодня снять с человека такого рода стресс практически никто не может, благодаря чему определенная часть людей и отдает предпочтение религиозно-идеалистическому мировоззрению.
3. Однако приверженцев религиозно-идеалистического мировоззрения как будто не смущает безусловный факт фатальности естественной смерти (в немалой степени из-за неимения лучшего). При этом одних удовлетворяет идеализм, других же лишь религия, да к тому же в ее ортодоксальной версии. Так, тот же К. Е Леонтьев, например, упомянув сначала о декартовском "мыслю, следовательно, существую", далее замечает: "От Декарта мне ничуть не легче. А от веры в христианский мистический материализм мне легче и жить и умирать" (4). Так, отличается приоритет даже не идеалистическому, а именно сугубо религиозному мировоззрению.
Тем более не мог ответить подобным запросам философский - материализм. "Простые материалисты, - утверждает К Е Леонтьев, - грубы и никогда не удовлетворяли меня" (5). И в первую очередь, что очевидно, это было связано именно с отрицанием материализмом возможности человеческого бессмертия пусть даже и в иллюзорной форме. А отсюда вытекает для них неприемлемость его и во многих (если не во всех) других отношениях. Один из популярных религиозных проповедников протестантского толка, сочинения которого в последнее время получили определенное хождение в стране, ЕЕ Рогозин утверждает в этой связи, что "материализм, как таковой, не содержит в себе абсолютно ничего положительного, что способно было бы служить нам твердой основой в земной жизни или в минуты смерти быть для нас верной опорой" (6). И с сожалением приходится констатировать, что в такого рода утверждениях есть определенная доля правда Однако еще больше неверного.
4. Современный материализм, опираясь на многообещающие достижения биологии и медицины (?), а также других областей научного знания, обобщая их и размышляя над ними, должен сделать следующий решающий шаг - обоснованно поставить вопрос о возможности радикального увеличения видовой продолжительности человеческой жизни с конечной целью достижения практического бессмертия человека при непременном условии сохранения оптимальных характеристик его телесной и духовной деятельности и развернуть широкие исследования в данном направлении. История философской мысли, в том числе русской (8), убедительно свидетельствует о закономерном характере современного этапа поиска философским материализмом действительного решения проблемы достижения неограниченно долгой и достойной жизни человека - его практического бессмертия. | |
Просмотров: 934 | |