На пути к единой детерминистской концепции самодвижения в материальном мире Д. геол.-минер, н., проф. В. А. Филонюк Иркутский технический университет Создание физической картины мира на основе единой концепции строения и движения материи - это стержневая идея, которая в различных формулировках проходит через весь исторически обозримый временный диапазон становления и развития научного знания в пределах нашей земной цивилизации. Ее мечтал реализовать и Эйнштейн путем создания на основе специальной и общей теории относительности (СТО и ОТО) единой теории поля, которая в рамках некой общей геометрической модели объединила бы гравитационное и электромагнитное поля. При этом стремлении у него явно просматривалась и более общая идея, предполагающая, что все поля (а их известно множество) - это модификация единой субстанции. Как известно, последствия этого стремления оказались драматичными. Почти весь последний сорокалетний период своей жизни Эйнштейн провел в поиске, но так и не получил однозначных результатов в этом направлении. Вполне очевидно, что это связано о тем, что он шел от макрофизики и постоянно пребывал в "усеченном" снизу пространственно-временном континууме, поскольку не мог учесть объективные законы движения материи на микроуровнях (они не были открыты), а идеи, бурно развивавшейся в то время квантовой теории поля он воспринимал с трудом.
Создание единой теории поля возможно лишь при условии органичного соединения основных положений ОТО и СТО, идей релятивизма и квантовой физики з единую концептуальную модель. Главным условием этой акции и получения именно детерминистской концепции является обобщение законов движения материи во всех ее состояниях на всех последовательно входящих друг в друга организаций материального мира (космос- планета-кристаллическое и живое вещество-микромир).
Современная "классическая" физика пытается решить эту проблему "снизу", используя идеи релятивизма и квантовой теории поля. В итоге пока удалось "примирить” сильные, электромагнитные и слабые взаимодействия в веществе (Великое объединение), за что Вайнберг, Глешеу и Салам были удостоены Нобелевской премии в области физики. В настоящее время прилагаются определенные усилия для "суперобъединения", которое, кроме названных трех видов взаимодействий, учитывало бы и гравитацию. Однако этот подход, так же, как и у Эйнштейна, страдает тем же "недугом" ограничения пространственно-временного континуума, но уже "сверху" и "снизу". Нижняя ступень квантовой лестницы, отображающей уровни структурирования материи современной классической физики, ограничивается субъядерными частицами, размеры и величина перемещения которых имеет порядок 1/10 в тринадцатой степени сантиметра, а время перемещения - 3/10 в двадцать Четвертой степени секунды, что соответствует скорости света в вакууме. Это постулируемое допущение сыграло роковую роль в бесплодном исходе усилий Эйнштейна по созданию единой теории поля и, очевидно, сделает то же самое в попытках решить эту проблему б рамках современной классической физики. Таким образом, данные обстоятельства заведомо обрекают и эту попытку на незавершенность будущего результата из-за невыполнения названного выше главного условия. Это серьезно усугубляется тем, что ни в одной из известных подходов в должной мере не учитывались законы движения живой и неживой материи в диапазоне планетарных макроуровней: разномасштабных геологических, геофизических, геохимических, геоэкологических, структурно-вещественных (молекулярно-кристаллических) , социально-политических и других материальных подсистем. Ведь именно здесь кооперируются все известные виды и формы движения материи и, что самое важное, накоплен гигантский объем научной информации, которую можно использовать для подтверждения или опровержения установленных законов.
За последние два десятилетия благодаря бурному внедрению в практику научных исследований методологии системного анализа, идей неравновесной термодинамики и других передовых подходов научное знание нашей цивилизации пополнилось новыми достижениями' неклассического характера. Одним из наиболее важных является широкое признание факта, свидетельствующего о том, что основной формой движения материи, ответственной за созидательные процессы в природе, является само движение. Оно предопределяет закономерные переходы через "хаос" к "порядку" и в целом необратимый революционно-эволюционный ход развития материального мира. Также особый интерес представляют данные о структурной организации природных систем в мега- и макромире. Анализ многоуровневого строения доступней для познания части Вселенной, а также самого представительного по широте диапазона масштабных уровней класса природных систем - геологических объектов (от планетарного уровня до молекулярного), показал наличие у многоуровневых макроконструкций особых свойств. Это нелинейность, дискретность и упорядоченность, масштабное самоподобие структур (скейлинг) на различных уровнях организации, сонахождение в контурах одного к того же пространства и одновременная структурная независимость (автономия) монспризнаковых подсистем. Все эти свойства относятся к категории фундаментальных. Их наличие маркирует синергетическую природу и режим самоорганизации при формировании структуры материальных систем. Характерным для упорядоченных макросистем (например, геологических) является то, что порядок в них задает мотив "кристаллической решетки". В ее узлах может Сыть сосредоточено либо наиболее плотное вещество ("решетчатый" тип структуры), либо наименее плотное или фоновое по плотности вещество ("ячеистый" тип структуры). Возможны комбинации того и другого вариантов в зависимости от степени "зрелости" структуры. Эта закономерность устойчиво транслируется во все последовательно входящие друг в друга подпространства в монопризкаковых подсистемах и этим определяет их свойство самоподобия (1).
Хорошо согласуются с этими данными последние достижения неклассической физики макромира (£), которые подтверждают, развивают и выводят на современный теоретический уровень идеи Р. Декарта, X. Гюйгенса, Ж. .Пассажа, высказанные более 200 лет назад. В частности, И. Л Герловиным разработана квантово-релятивистская теория фундаментального поля (ТФП) и вакуумная теория гравитации (ВГГ), с помощью которых корректно объединяются все виды взаимодействия в веществе. Эти исследования выполнены в нетрадиционном для классической физики структурном ракурсе, что дало возможность в рамках ТФП открыть и сформулировать закон триединства, регламентирующий связь пространства-времени и материи во всех ее формах и состояниях, существующее в природе. Этот закон распространяется на мега- и макроуровни. В отличие от классической физики в ТФП принята кристаллическая модель строения атомного ядра и субъядерных частиц всех микромасштабных рангов, что хорошо согласуется со скейлинговыми свойствами строения материи на мега- и макроуровнях и подтверждает предположение, выдвинутое на основе ТФП о существовании некоего универсального кода самоорганизации материального мира. Судя по удивительно устойчивой инвариантности мотива "кристаллической" решетки этот код имеет информационную природу и "записан", вероятнее всего, на структурах физического вакуутла. ТФП наращивает квантовую лестницу материальных частиц в область виртуальных состояний и показывает, что субчаетицы вакуума не наблюдаемы в "лабораторном" пространстве и представляют собой системы дискретных формирований (микроскопических "черных дыр"), отображающих проявление локальных свойств фундаментального поля в мнимых подпространствах, где их существование возможно при условиях, когда скорости движения частиц превышают скорость сЕета в вакууме.
Таким образом, существуют реальные предпосылки создания единой и именно детерминистской концепции самодвижения в материальном мире путем объединения и осмысливания на базе ТФП обширной информации по структурной организации природных систем. | |
Просмотров: 741 | |