Телесность человека - грань материального и идеального Асп. Т. Н. Давыдова Ростовский мединститут Имманентной чертой природы человека является его родовая сущность. Рассмотрение человека вне этой сущности приводит к заранее тупиковым представлениям о человеке, как таковом. Однако такой подход может служить одним из приемов для высвечивания какой-либо грани человека. Он, существующий один в мире, "Адам”, является лишь объектом Бога, и вне Бога он себя не ощущает. Только после создания Евы появляется "древо познания", а следовательно, возникают и новые отношения: субъект-объектные и субъект-субъектные. Именно на этом уровне отношений проявляется родовая сущность человека. "Внеродовой" человек не отличает себя от своей жизнедеятельности, он есть эта жизнедеятельность, и этим он тождественен животному. Человек же, как таковой, делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания, вовлекается в деятельность как телесное, материальное, частично опосредованное существо.
Деятельность, в которую вовлекается телесный человек, носит чувственно-предметный характер. Сутью предметного отношения является полагание предмета вне себя, предметное отношение разрывает былую сращенность живого существа с реальностью. Человек должен телесно обособиться от природы, ставшей предметом, должен телесно себя ей противопоставить, чтобы телесно же, чувственно-практически в это отношение вступить.
Процесс опредмечивания человеком природы не оставляет незатронутой и его телесность. Тело человека становится предметом в мире предметов. На ранних этапах человеческой деятельности такую работу по опредмечиванию телесности выполняет род, община, племя. В современных условиях ее делает взрослое окружение ребенка, иными словами, тот же род.
Предметное отношение человека к собственному телу становится возможным лишь через посредство предметного отношения к его телесности других людей. Опредмечивание телесности, то есть восприятие человеком собственного тела и тела других людей как вещи, является основной посылкой эволюции человека и втягивания его в систему рынка. Человеческая телесность оказывается включенной в систему рыночных отношений.
Известны различные концепции рынка и стоимости, как всеобщей категории. Трудовая теория стоимости не отражает уже всех реалий сегодняшнего дня. Существует "интеллектуальная", "информационная" концепция стоимости, теория "универсального рынка". Мы не будем говорить, какие именно теории справедливы, и подвергать их глубокому анализу, но не видеть включенности человеческой телесности в систему рынка, как одного из ключевых пунктов, сегодня невозможно. И как любая составляйся рынка, человеческая телесность имеет свои характеристики, в том числе и стоимостные. К. Маркс определяет стоимость, как "общественное отношение товаров, их экономическое качество" (1). Но стоимость, на наш взгляд, нельзя сузить только до экономической категории. Стоимость товаров - это лишь частный и специальный случай проявления "всеобщей" стоимости, то есть стоимости в широком смысле слова, которая является естественным и единственным средством для сопоставления "качества" различных структур, их оценивания. Стоимость является всеобщей формой взаимоотношений компонентов не только производства, но и всей жизнедеятельности человека. "Форму стоимости" может принимать на себя любой чувственно воспринимаемый предмет, удовлетворяющий (прямо или косвенно) человеческую потребность. Это - непосредственно универсальная форма, совершенно безразличная к любому чувственно осязаемому материалу своего "воплощения". Форма стоимости абсолютно независима от особенностей тех предметов, в которые она "вселяется". Своего собственно материального тела у нее нет и потому она с легкостью меняет одну материальную форму своего воплощения на другую, включая и тело человека (2).
Стоимость человеческой телесности существует вне сознания человека, независимо от него, она объективна. Но как и любая форма стоимости, стоимость тела человека идеальна, так как чувственно невоспринимаемая, существующая лишь в представлении. Со стоимостью человеческого тела в реальной жизни происходят те же метаморфозы, ' что и со стоимостью товаров, вешай. Наиболее ярко это можно проиллюстрировать на примере трансплантации органов человека. Достижения трансплантологии сами по себе гуманны, направлены на сохранение конкретных человеческих жизней. И в этом смысле стоимость человеческой телесности полностью "снимается" ценностью жизни человека. Но возникновение рынка человеческих органов привело к тому, что люди ради наживы готовы на любые преступления с целью добычи органов и тканей человека. Стоимость человеческой телесности принимает здесь уродливую форму цены, выраженную в конкретных денежных единицах. Это обстоятельство заставляет нас строго обозначить связь между ценой, стоимостью и ценностью человеческой телесности.
Чтобы проанализировать любую систему, необходим ее структурный анализ. Структуирование такой системы, как человек в аспекте его стоимости, возможно по разным основаниям, и, в частности, по сферам реальности, в которых человек находится. А эти сферы реальности суть: мир природный, мир социальный и мир духовный.
Человек как природная реальность представляет собой известную абстракцию и обладает прежде всего потребительной стоимостью. Такое допущение возможно лишь при рассмотрении биологии человека, но именно сведение человеческого тела к предмету, позволяет оперировать им на рынке вещей, устанавливая цену тем или иным человеческим органам и способностям.
Человек как духовная реальность есть главная ценность, лежащая вне стоимостных характеристик. Рассмотрение этих двух реальностей человека изолированно друг от друга не таит в себе никаких противоречий. Но человек в единстве его природных и духовных качеств предстает перед нами как социальная реальность.
Человеческая телесность в социальной реальности может быть представлена как матрица культуры. И стоимость, и культура телесности человека несут в себе сверхчувственное начало. Реальность человеческой телесности - это грань материального и идеального. Стоимость ее
объективна, она возникает вместе с культурными отношениями и может колебаться от нуля (определения конкретной цены, т. е. превращения человека в вещь, товар) до бесконечности (человек как высшая ценность). Решение этой проблемы лежит через включенность проблемы стоимости телесности человека в сознании гражданского общества. | |
Просмотров: 732 | |