Феномен самоорганизации К филое. н. , доц. Г. Е Бро Д. филос. н., проф. Е М. Пожитной Иркутский технический университет Переломный характер современной исторической эпохи несомненен, и если несколько лет назад она характеризовалась . как эпоха перехода от капитализма к социализму, то в настоящее время в связи с распадом мировой социалистической системы в большинстве бывших социалистических стран наметилось движение от недостроенного социализма к. капитализму. Естественно возникает вопрос: или социализм, не выдержав испытание временем, потерпел поражение как общественный строй, порожденный лишь субъективистскими факторами; или это попятное от социализма движение является очередным зигзагом истории, предопределенным всей совокупностью не только объективных, но и субъективных причин? Предположений по этому поводу множество, но только сама жизнь со временем сможет решить подобные вопросы.
Что же касается темы конференции, то безусловно одно: в современных российских условиях, порожденных совокупностью внутренних и внешних противоречий, дальнейшее развертывание ИГР весьма и весьма затруднено. Свертывается ее потенциал в связи с оттоком научных кадров в другие сферы деятельности. Уменьшается ее будущий резерв из-за сокращения числа учащихся в начальной, средней и высшей школе. Резко сузились экономические возможности воплощения ее результатов.
Дилектико-материалистическая философия тоже переживает тяжелые времена в условиях оживления всех форм идеализма и антидиалектики, в сторону которых качнулась значительная часть различных социальных слоев общества.
Вместе с тем в этих непростых обстоятельствах инерциально срабатывает давно сложившийся союз естественных и общественных наук с диалектико-материалистической философией, постепенно очитающейся от завалов догматизма и начетничества. Накопленный ими в последние десятилетия запас идей, концепций и фактов позволяет сделать новые обобщения, вскрыть неизвестные раньше закономерности, укрепить интеграцию наук наряду с их дальнейшей дифференциацией, подняться в целом на новый уровень познания и практической деятельности. Новая форма философского материализма ныне складывается как синтез открытый в конкретных науках. Так, возникшая на наших глазах синергетика, став интегратором многих научных дисциплин, выявила закономерности явлений самоорганизации в разных формах движения материи.
О самоорганизации как способе преодоления моментов хаоса в движении явлений природы впервые заговорили' естествоиспытатели при анализе термодинамических процессов энтропийного и неэнтропийного характера. Они заложили основы синергетики как концепции самоорганизации нелинейно развертывающихся реальных процессов. Эти процессы, как доказали последующие исследования, прослеживаются на всех уровнях организации явлений природы, общественной жизни и человека.
Согласно разработанной в драматических обстоятельствах физиком И. Л. Герловиным единой теории вещества, пространства и времени, в природе действует универсальный код самоорганизации систем на микрс-, макро-и мегауровнях Вселенной.
Феномен самоорганизации обнаружил в себе две взаимосвязанных стороны: приспособляемость систем (адаптацию) к новым условиям и их отбор (селекцию) в поисках оптимального варианта. Через самоорганизацию обеспечиваются целостность, автономность, геомеостатичность явлений мира как систем, выражаются их активность, алгоритмичность, детерминированность и комплектность, содержательная структурированность, энергоем-
кость, отображавмость (информативность) и др.
Признаки самоорганизации удовлетворяют всем характеристикам универсального философского закона. Они объективны, предельно обши, существенны, необходимы, повторяются во всех без исключения явлениях материального и духовного бытия. Эти признаки нельзя полностью выразить через категории ни одного из известных законов диалектики, так как они открывают новые, неизвестные прежде грани движения материи. Благодаря им сегодня можно говорить не только о противоречивости, непрерывности и бесконечности движения материи, зафиксированных в трех основных законых диалектики, но - самоорганизации движения как четвертом ее законе.
Вновь открытый закон может быть введен в совокупность универсальных законов существования мира. В связи с этим возникает гносеологическая и одновременно методологическая проблема его соотношения с тремя другими универсальными законами. Тогда следует осознать: или новый закон находится с остальными в отношениях координации и равнозначен им, или - в отношениях субординации, интегрируя их в себе как более фундаментальный, определяющий действие всех остальных. Шследнее, видимо, более предпочтительно, так как самоорганизованность движения материи внутренне противоречива, непрерывна и бесконечна. Но так как проблема только поставлена, причем в самом первом приближении, то еще не разработаны не только аргументы, но и критерии их оценки. Отсюда обе эти гипотезы имеют право на существование, как и другие. Бесспорно одно: открытие четвертого закона материалистической диалектики - закона самоорганизации движения материи явилось комплексным усилием всего научного познания второй половины XX века, его выдающейся победы. Это обстоятелъство действительно ведет к становлению качественно новой формы материализма, требует заново пересматреть всю систему философских и научных категорий, проблем и вопросов.
В связи с этим сегодня вновь обострился основной вопрос философии о взаимоотношениях материи и сознании. Абсолютное их противопоставление даже в рамках этого вопроса становится невозможным хотя бы потому, что, характеризуя материю как объективную реальность, необходимо различать в ней две разновидности: первую, - которая не испытала влияния человека, вторую - преобразованную человеком. Этот второй вид объективной реальности в пределах Земли выражен в понятии "ноосфера". В любом явлении ноосферы как результате человеческой деятельности просвечивает человеческое сознание. Первичное и вторичное в этих явлениях поменялись местами. Сознание человека становится для них демиургом, творцом, определяющим замысел человеческого созидания. Эти материальные явления -плоды человеческого творчества - существуют, как и все остальные , вне человеческого сознания, но уже не независимо от него.
К самому сознанию, как социальной функции коры головного мозга человека, современная наука уже не подходит как к сугубо идеальному отражению объекта даже в рамках основного вопроса философии. Эта функция мозга как материального образования сама является материальной, потому что возникает и существует во всех своих проявлениях как флуктуации энергетических напряжений, родственных энергии виртуальных частиц, отсюда любые познавательные образы и мысли как продукты мозга не только по форме своего осуществления, но и по содержанию не являются в полном смысле идеальными. В противном случае, их нельзя не только выразить самому себе, но и передать другим. Они вторичны по отношению к первой разновидности объективной реальности и первичны ко второй.
Следовательно, вопрос о соотношении материи и сознания в материалистической философии конца XX века наполняется новым содержанием, трактуется на основе современных открытий естествознания и обществоведения.
По-новому ставится сейчас в материалистической философии и вопрос о мировом разуме. В связи с поисками неземных разумных существ во Вселенной родилась идея внеземных инопланетных цивилизаций, через призму которой социальная форма движения материи представляется как бесчисленная совокупность отдельных цивилизаций, когда-либо существовавших, существующих и которые будут существовать в бесконечных просторах мира.
Сегодня мы имеем дело только со своей Земной человеческой цивилизацией как единичном проявлении общего, но начали поиск других, неизвестных. Отсюда, в противовес религиозному пониманию мирового разума как божественного по своей сверхестественности явления, для материалистической философии мировой разум - это совокупный разум цивилизованных разумных существ. Их жизнедеятельность обеспечивает функционирование и развитие социальной формы движения материи в мире во взаимодействии с природными формами и в процессе этого взаимодействия извечно образует вторую разновидность объективной реальности, где в качестве первичного начала выступает мировой разум. Существа, наделенные способностью мыслить и созидать в соответствии с познаваемыми объективными закономерностями, создают новый уровень социально организованного порядка в мире. НО если они субъективно заблуждаются и действуют неразумно, то вместо порядка творят новую разновидность хаоса не только на Земле, но и в масштабах Вселенной.
. Что касается Земли, то в условиях движения современной переходной исторической эпохи, как никогда раньше над человечеством Земли усилилась угроза распада, деградации человека и общества, производства, науки и культуры, общественной морали и нравственности. Нарастает хаос этнических, национальных, классовых, государственных отношений, беспредел организованной преступности на Еоех этажах социальной иерархии, надвигается экологическая катастрофа. Множество людей захлестнуло социальное безумие, душит бесчеловечность, бездуховность, историческое беспамятство- зомбированность во всех ее проявлениях. В этих условиях философский материализм, опираясь на достижения науки, на подлинный гуманизм человеческой морали, с объективной необходимостью сменяет свою устаревшую форму' в новом синтезе человеческого знания. Своевременно помочь прогрессивным силам планеты и, конечно, нашей страны, олицетворяющим собой коренные интересы человека-труженника, человека-созидателя, найти единственно верный методологический выход из критической фазы, в какую попало развитие Земной человеческой цивилизации как планетарной социальной системы, и тем самым предотвратить ее самоуничтожение - в этом видится сверхзадача нового этапа развития современной материалистической философии. | |
Просмотров: 1028 | |