Аниций Манлий Северинус Боэций, (родился 470-475 гг., Рим? [Италия] - 524, Павия?), Римский ученый, христианский философ и государственный деятель, автор знаменитой философской философии утешения («Утешение философии»), в значительной степени Неоплатоническая работа, в которой стремление к мудрости и любовь Бога описываются как истинные источники человеческого счастья. Самая краткая биография Боэция, и самая старая, была написана Кассиодором, его коллегой по Сенату, который привел его в качестве опытного оратора, который произнес прекрасную хвалебную речь Теодориха, короля остготов, который сделал себя королем Италии. Кассиодор также упомянул, что Боэций писал о богословии, написал пастырскую поэму и был самым известным переводчиком произведений греческой логики и математики. Другие древние источники, включая boethius de consolatione philosophiae, дают более подробную информацию. Он принадлежал к древнеримскому роду Анисийцев, который был христианином около века и членом которого был император Олибрий. Отец Боэция был консулом в 487 году, но вскоре умер, и Боэций был воспитан Квинтом Аврелием Меммием Симмахом, чьей дочерью Рустициану он женил. Он стал консул в 510 под остготского короля Теодориха. Хотя об образовании Боэция известно мало, он, очевидно, был хорошо обучен греческому языку. Его ранние работы по арифметике и музыке сохранились, оба основаны на греческих справочниках Никомаха Герасского, палестинского математика 1-го века. Существует мало, что выживает геометрии Боэция, и нет ничего из его астрономии. Научная цель Боэция состояла в том, чтобы перевести на латынь полное собрание сочинений Аристотеля с комментариями и все сочинения Платона “возможно, с комментариями”, а затем “восстановить их идеи в единую гармонию". Специальный эллинизм Боэция, смоделированный на Цицероне, поддерживал его долгий труд по переводу Органона Аристотеля (шесть трактатов по логике) и греческих глоссов на работе. Боэций начал до 510 года переводить Порфирий Eisagogē, 3-го века греческое введение в логику Аристотеля, и разработал его в двойном комментарии. Затем он перевел Katēgoriai, написал комментарий в 511 году своего консульства, а также перевел и написал два комментария ко второму из шести трактатов Аристотеля, Peri hermeneias (“о толковании”). Краткий древний комментарий к“аналитике Протера” Аристотеля ("предшествующая аналитика") может быть и его; он также написал две короткие работы по силлогизму. Около 520 года Боэций тщательно изучил Аристотеля, чтобы использовать в четырех коротких трактатах в письменной форме о церковных учениях Троицы и природы Христа; это в основном попытка решить споры, которые были результатом арианской ереси, которая отрицала божественность Христа. Используя терминологию аристотелевских категорий, Боэций описал единство Бога с точки зрения содержания и трех божественных личностей с точки зрения отношения. Он также пытался решить дилеммы, вытекающие из традиционного описания Христа как человеческого и божественного, используя точные определения "материи”, “природы" и "человека". Несмотря на эти труды, время от времени на богословские труды Боэция ставились под сомнение, потому что в его логических трудах и в более позднем утешении христианская идиома нигде не проявляется. Однако открытие в XIX веке биографии, написанной Кассиодором, подтвердило, что Боэций был христианским писателем, даже если его философские источники были нехристианскими. Около 520 Боэций стал магистром officiorum (главой всех правительственных и судебных служб) при Теодорихе. Двое его сыновей были консулами в 522 году. В итоге Боэция, впали в немилость Теодориха. Утешение содержит основные сохранившиеся доказательства его падения, но не ясно описывает фактическое обвинение против него. После исцеления раскола между Римом и Константинопольской церковью в 520 году, Боэция и других сенаторов, возможно, подозревали в общении с византийским императором Иустином I, который был православным по вере, в то время как Теодорик был Арианином. Боэций открыто защищал сенатора Альбина, которого обвинили в измене “за то, что он написал императору Иустину против Теодориха". Обвинение в измене, выдвинутое против Боэция, усугублялось еще одним обвинением в применении магии или в святотатстве, которое обвиняемый изо всех сил пытался отвергнуть. Приговор был вынесен и ратифицирован Сенатом, вероятно, под давлением. В тюрьме, ожидая казни, Боэций написал свой шедевр, де consolatione consolatione. Утешение является самым личным из сочинений Боэция, венцом его философских усилий. Его стиль, долгожданное изменение от аристотелевской идиомы, которая послужила основой для жаргона средневековой схоластики, казалось английскому историку 18-го века Эдварду Гиббону " не недостойным отдыха Платона или Тулли."Аргумент утешения в основном платонический. Философия, персонифицированная как женщина, превращает заключенного Боэция в платоническое понятие Добра и поэтому нянчит его обратно к воспоминанию о том, что, несмотря на очевидную несправедливость его насильственного изгнания, существует суммум Бонум (“высшее благо”), который “сильно и сладко” контролирует и упорядочивает вселенную. Удача и несчастье должны подчиняться этому Центральному провидению, и реальное существование зла исключается. У человека есть свобода воли, но она не препятствует божественному порядку и предвидению. Добродетель, какой бы она ни была, никогда не остается без внимания. Заключенный наконец утешается надеждой на возмещение и вознаграждение после смерти. Через пять книг этого аргумента, в которых поэзия чередуется с прозой, нет конкретного христианского принципа. Это вероучение Платониста, хотя и нигде явно не несовместимое с христианской верой. Самая читаемая книга в средневековье, после Вульгатной Библии, передала основные учения платонизма в Средние века. Современный читатель не может быть так легко утешен его древними способами аргументации, но он может быть впечатлен акцентом Боэция на возможность других степеней бытия за пределами одного по-человечески известного и других измерений человеческого опыта времени. После задержания, видимо, в Павии, он был казнен в 524. Его останки были позже помещены в церковь Сан-Пьетро в Сиель-Д'Оро в Павии, где, возможно, из-за путаницы с его тезкой, Святым Северином Норикумским, они получили почитание из-за мученика и памятный салют от Данте. Когда Кассиодор основал монастырь в виварии, в кампании, он установил там свою Римскую библиотеку и включил работы Боэция по гуманитарным наукам в аннотированный список чтения (Institutiones), который он написал для образования своих монахов. Таким образом, часть литературных привычек древней аристократии вошла в монашескую традицию. Боэтская логика доминировала в подготовке средневекового духовенства и работе монастырских и придворных школ. Его переводы и комментарии, особенно Katēgoriai и Peri hermeneias, стали основными текстами в средневековой схоластике. Большие споры по поводу номинализма (отрицание существования универсалий) и реализма (вера в существование универсалий) были спровоцированы отрывком из его комментария к Порфирию. Переводы утешение появились в начале Великой народной литературы, с короля Альфреда (9 век) и Чосера (14 век) на английском, Жан де meun (13-го века поэт) по-французски, и Notker лабео (монах на рубеже 11 века) в Германии. Там была Византийская версия в 13 веке Planudes и 16-го века английский Елизаветы I. Таким образом, решительная интеллектуальная деятельность Боэция в эпоху перемен и катастроф затронула более поздние, очень разные эпохи, а тонкая и точная терминология греческой древности сохранилась на латыни, когда сам греческий был мало известен. | |
Просмотров: 1162 | |