Аффективное заблуждение в философии. Кратко
Запасайтесь носовыми платками, потому что придется рыдать», - советовал в 1834 году французский композитор Габриэль Форе одному из друзей, отправлявшемуся в Байрейт на фестиваль оперной музыки Вагнера. «И прихватите с собой успокоительное, - продолжал Форе, - потому что экзальтация может достигнуть степени белой горячки!». Однако, по мнению других, музыка немецкого композитора навевает невыносимую скуку. «Лондонский музыкальный мир», например, в 1885 году напечатал такой отзыв: «Уж лучше бы пребывать там в беспамятстве». Именно столь впечатляющий контраст эмоциональных откликов на произведение искусства и побудил американских литературных критиков Монро Бердсли и Уильям Уимсатта выступить в 1954 году с предупреждением «о недопустимости смешивать содержание литературного [или любого другого] художественного произведения с его влиянием на аудиторию, поскольку смысл и производимое впечатление - не одно и то же». Эту «коллизию» критики назвали «аффективным заблуждением». В дальнейшем данная концепция была признана излишне упрощенной, потому что сила художественного произведения в известной мере зависит от его способности вызывать в нас глубокий эмоциональный отклик. | |
Просмотров: 1253 | | |