Воображение с точки зрения философии. Кратко
Воображение - это наша способность мысленно рисовать то, чего мы не видим, и даже представлять себе вещи, не существующие во внешнем мире. В первом случае эта способность отчасти перекликается с нашей памятью, во втором - ассоциируется с даром творчества. Уместно задать вопрос, считать ли плоды воображения чем-то реально существующим и неложным? Скажем, я могу вообразить красного лебедя, но такое живое существо можно наблюдать и в дикой природе. Все формы искусства (живопись, музыка, поэзия и так далее) обязаны своим существованием воображению. И мы можем говорить о нашей способности творить нечто новое, опираясь на опыт общения с окружающим миром, - разумеется, в сочетании с нашими традициями и принимая во внимание условности искусства. Последнее подразумевает объекты и процессы, творимые и воспринимаемые людьми с различной степенью интенсивности. Как творения, рождающиеся благодаря работе воображения, так и восприятие художественных произведений - своего рода актуальные события для каждого из нас. Романтики провозгласили воображение высшей творческой способностью людей, уделяя художнику центральную и неповторимую роль в делах человеческих. «Реальную фантастичность» поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж черпал в «ограниченном уме» того, кто способен на «вечный акт творения в безграничном Я ЕСМЬ». Другой поэт-романтик Перси Биши Шелли был убежден: воображение - «величайший инструмент морали, исполненной добра», что почти уравнивало воображение с эмпатией. Хотя Вордсворт и признавал, что воображения связано с работой разума, утверждение романтизма как направления мысли в значительной мере было направлено на противопоставление воображения рассудку и научному методу. Однако вспомним ньютоновскую аналогию между яблоком, падающим на землю, и орбитальным вращением Земли вокруг Солнца. Ясно, что иные из важнейших научных откровений обязаны своим происхождением плодам воображения. | |
Просмотров: 2405 | | |