Кратко о природе человека

Кратко о природе человека

Вопрос о том, существует ли нечто, называемое «природой человека», а если да, то что в данном случае имеется в виду, - вопрос этот тревожил мыслителей на протяжении многих веков. Согласно христианской доктрине, мы имеем дело с грехопадением: Адам и Ева были изгнаны из Эдема за неподчинение Богу - и каждый из нас несет на себе печать «первородного греха». Соответственно, все человеческие существа от природы греховны и спасение возможно лишь благодаря сочетанию различных методов (в зависимости от религиозной принадлежности] священного заступничества, добродетельных поступков и веры.

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679] разделял столь же пессимистический взгляд на человеческую природу, рассуждая о том, что жизнь каждого из нас «грязна, полна жестокости и коротка». Гоббс утверждал, что только общество, направляемое твердой рукой правителя, обладающего абсолютной властью, способно оберегать людей от «постоянного страха и опасности насильственной смерти».

И в наши дни политики консервативного тапка склонны подчеркивать важность властей и иерархии, отрицая возможность улучшить существование множества малоимущих как «социальную инженерию», заведомо обреченную на провал, ибо люди, по мнению консерваторов подобного рода, по природе своей ленивы и эгоистичны.

В XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо (1712-78] рассматривал человеческую природу с противоположной точки зрения, доказывая, что в естественных условиях жизни люди -«благородные дикари», и добродетели, данные нам от природы, разрушает социальная действительность.

Спустя всего одно поколение после Гоббса другой английский философ Джон Локк (1632-1704] отрицал существование «человеческой природы», заявляя, что человек - от рождения tabula rasa, «чистая доска». Социальное окружение и воспитание - вот, что лепит личность, утверждал Локк, всячески подчеркивая решающее значение образования. Политические мыслители левого крыла: социалисты, коммунисты и анархисты - в целом разделяют данную позицию, веря, что подходящее общественное устройство побуждает людей правильно вести себя, бескорыстно сотрудничать и сообща быть счастливыми. Такова, во всяком случае, политическая сторона спора о том, что первично: натура человека или его воспитание. 

Категория: Философия | Добавил: fantast (03.02.2016)
Просмотров: 1382 | Теги: философия | Рейтинг: 0.0/0