Понятие «золотая середина» в философии. Кратко
Выражение «золотая середина» означает срединный путь меж двух крайностей, символизируя равновесие и гармонию. Эту концепцию можно найти у многих философов, пытавшихся объяснить, чем хорошая жизнь отличается от плохой. В буддизме, например, золотая середина равнозначна «срединному пути» между чувственными удовольствиями и умерщвлением плоти. В конфуцианской традиции благо есть выражение высшего порядка, однако среди людей такое положение дел встречается редко. Во времена Древней Греции Сократ пытался приложить эту же идею к образованию. Он полагал, что увлечение исключительно физическими упражнениями делает мужей излишне суровыми и жестокими, однако те, кто отдаются только игре на музыкальных инструментах, становятся слишком изнеженными и женоподобными. Следует сочетать оба стремления, чтобы добиться в результате гармоничного развития. В диалоге Платона «Филеб» Сократ утверждает, что «умеренность и соразмерность всюду становятся красотой и добродетелью». В этике Аристотеля «золотая середина» указывает путь к торжеству добродетели и правильным поступкам. По его утверждению, благо связано с разумным выбором между двумя пороками - в одном есть избыток чего-либо, а во втором недостаток. Важна именно середина, ибо крайности исчерпывают себя, что верно в отношении, как человеческих страстей, так и наших действий. Добродетель же не отвергает противоположности, но объемлет их в равной мере, пребывая на равном удалении от каждой из них. По Аристотелю, добродетель всегда находится посередине между крайними проявлениями чего-либо, и управляет выбором пути разум. Например, храбрость - это не безрассудство (избыток смелости) и не робость (недостаток смелости). Идеал золотой середины предполагает, что добродетельным человеком нужно считать того, кто поступает разумно - избирая верный повод для действий, избегая ненужных поступков и вступая в отношения с теми, кто действительно нужен. | |
Просмотров: 15985 | | |