Разум с точки зрения философии. Кратко
Легче описать, на что пригоден наш разум, чем сказать, что же это такое в действительности. «Разумом» называют нашу способность воспринимать, предполагать, размышлять и помнить, а также понимать свои переживания и устремления. Считать ли разум не более чем суммой ментальных процессов, связанных с нашими впечатлениями, предположениями, рассуждениями, воспоминаниями, эмоциями и решениями? Или существует нечто, свойственное именно уму, но проявляющее себя помимо тех событий, что в нем совершаются? Вот щекотливая тема, не дающая покоя философам. Иные из них утверждают, что проблема - надуманная, и навеяна она одним лишь существованием слова «разум». Коль скоро у нас есть такое слово, то ему должно соответствовать нечто определенное и вполне реальное - нечто обладающее таким же привилегированным статусом, как, например, «душа». Природа разума порождает и другие непростые вопросы, побуждающие философов веками неустанно размышлять в поисках ответов. Например: разум - это нечто телесное или нет? Вот вам и «проблема разум - тело». Идеалисты убеждены, что только мир идей реален, а тело есть проекция, творимая умом. Материалисты же, напротив, утверждают, что реален только физический мир, а разум, или сознание, не более чем телесная функция. Представители обоих лагерей - монисты. (Термин монизм происходит от греческого monos, что значит «один, единственный».) Роднит их то, что и те и другие уверены: понимание реальности может подразумевать только нечто одно. По контрасту с монистами дуалисты полагают, что сознание и тело - это две разные вещи. Самая знаменитая из дуалистических концепций родилась в XVII веке. Ее сформулировал французский философ Рене Декарт, по мнению которого, разум и тело суть две разные субстанции, способные, тем не менее, к взаимодействию. Британский философ XX века Гилберт Райл саркастически охарактеризовал данную позицию словами «дух в машине». | |
Просмотров: 3323 | | |