Что такое феноменология? Кратко
Феноменология нацелена на изучение явлений, воспринимаемых нами скорее как объекты, нежели факты или события, обладающие независимым существованием. А теоретические толкования бытийности и каузальности остаются в стороне, чтобы не мешать пониманию того, каким образом люди думают и интерпретируют окружающее. Феноменология была основана в начале XX века немецким философом Эдмундом Гуссерлем [1859-1938). Гуссерль стремился исследовать структуру и феномены сознания, полагая, что такого рода подход обеспечивает надежное основание для всякого знания, включая и научное. Впоследствии феноменология стала важным направлением в философии XX века, особенно в Германии и Франции. Воззрения Гуссерля получили дальнейшее развитие и были критически осмыслены философам и социологами, в число которых вошли и экзистенциалисты Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Феноменологию можно рассматривать и как разновидность идеализма. Ее приверженцы утверждают, что существует два типа знаний: прямое и косвенное. Мы можем прямо воспринимать и осознавать «сущности» - они же универсальные свойства, например: «голубизна» или «сферичность». Смысл таких феноменов улавливается сразу, в едином ментальном акте, однако объекты воспринимаются не во всей полноте, а в том или ином «аспекте», то есть дают нам косвенное знание. Скажем, если перед нами мяч голубого цвета, то мы единовременно способны воспринимать его только частично, а если он освещен сбоку, то переход от света к тени являет нам целую гамму оттенков голубого. Вот это и есть косвенное знание. По контрасту с косвенным постижением такие ментальные акты, как мысленное представление о голубом мяче или воспоминание о приятной трапезе, существуют в нашем сознании как целостные сущности, без феноменологических аспектов. Таким образом, сознание и объекты, существующие в нем, подлежат прямому постижению, поскольку и сознание, и феномены, в нем живущие, - сущности, но не объекты восприятия. Проще говоря, представители феноменологической философии, в противоположность научному эмпиризму, всячески подчеркивают, как важно изучать именно ментальные акты - события нашего ума. | |
Просмотров: 3144 | | |