Эмпиризм в философии. Кратко
Эта философское направление исходит из того, что все наше знание происходит из эмпирического опыта (от греческого слова empeiria) - иными словами, восходит к тому, что сообщают нам об окружающем наши органы чувств. Эмпиризм не приемлет таких явлений, как идеи, рождаемые внутренним опытом, или существующие a priori концепции, то есть теоретические положения, зависящие не от постижения внешнего мира, а от структуры человеческого сознания. Только концепции a posteriori - идеи, восходящие к опыту, - могут быть признаны верными. В этом отношении эмпиризм противоположен рационализму. Английский историк и государственный деятель Френсис Бэкон (1541-1626) был одним из первых мыслителей, начавших отстаивать эмпирические методы в науке. Он был поборником индукции - методу, выводившему теории на основе изучения физического мира. Обоснованность подобного подхода была триумфально подтверждена Исааком Ньютоном, использовавшим математику для формулирования на основе научных наблюдений всеобщих законов движения и земного притяжения. Джон Локк (1632-1704), еще один англичанин и последователь Бэкона, завоевал признание как первый философ эмпиризма. В «Опыте о человеческом разумении» (1690) Локк опровергает рационализм Декарта, оспаривая тезис о существовании идей, изначально свойственных человеку. От рождения, утверждает Локк, наш ум - tabula rasa, чистая доска, и единственным доступным нам знанием может быть только то, что мы способны извлечь из восприятия действительности. В следующем веке шотландский философ Дэвид Юм (1711 -76) вернулся к рассмотрению того, каким образом люди мыслят и действуют, и, отходя от рационализма, проявлял в данном случае известную скептичность, не лишенную психологизма. Юм полагал, что людьми управляют преимущественно желания, а не рациональные причины, и идеи формируются под влиянием впечатлений благодаря работе воображения и памяти. Наш образ мыслей несет на себе печать «обычая». Наши моральные суждения основаны более на чувствах, чем на следовании рассудочным принципам, а такие понятия, как причинность, по мысли Юма - всего лишь дань умственной привычке. | |
Просмотров: 9837 | | |