Этика в философии. Кратко
Этика, известная также под именем философии морали, ставит целью определить основные понятия морали и критерии для суждений о том, что морально, а что нет. Этику не следует смешивать с учением о морали, призванном служить основой для понимания разницы между тем, что «хорошо» и что «плохо». В действительности же философы не всегда четко разграничивают две эти области. Во многих случаях: в медицине, в процессе судебного определения меры наказания преступнику, в борьбе за права человека - споры по этическим вопросам помогают принять правильные решения не в теории, а на практике. Если вернуться к древним грекам, то как Платон, так и Аристотель стремились определить, что именно следует понимать под «благой жизнью». Оба связывали ее со счастьем, которое, в свою очередь, подразумевало способность жить в согласии с такими добродетелями, как умеренность, бесстрашие, доброта и справедливость. Постижение смысла этих понятий - лучший путь к хорошим поступкам. Платон верил, что «благо» есть абстрактная Форма, царящая над миром повседневности, тогда как Аристотель усматривал в добродетели неотъемлемую часть человеческой натуры. В Средние века св. Фома Аквинский пытался сочетать этику Аристотеля с теологией христианства. По мысли Фомы Аквинского, Бог сотворил человеческие существа, чтобы те следовали «естественному закону» своей природы, который всецело отвечает Божественной воле. Мы приходим к вопросу, впервые поднятому Платоном: добро есть благо исключительно потому, что Бог побуждает к нему, или же Бог побуждает к добру именно потому, что оно есть благо? В первом случае, в каком смысле следует нам - с точки зрения морали -воплощать добро в жизнь? Во втором случае... - а зачем вообще привлекать Бога к поискам добра во втором случае? На современном этапе один из наиболее серьезных споров на этот счет развернулся вокруг целей и средств. В деонтологии, например, принято считать, что правота тех или иных действий определяется понятием долга независимо от возможных последствий. В XVIII веке Иммануил Кант относил такие нравственные нормы, как «Не лги» или «Не убий», к «категорическим императивам», то есть к тем принципам, соблюдать которые должно в любых обстоятельствах - в полной мере и вне всяких дополнительных условий. Напротив, некоторые консеквенциалисты, например представители утилитаризма, стремились доказать, что судить о действиях человека можно единственно или большей частью по результату. | |
Просмотров: 3780 | | |