Историзм в решении основного вопроса философии с точки зрения Энгельса

 

Единство диалектики и теории познания материализма служит также исходным пунктом при постановке и решении Энгельсом основного вопроса всякой философии об отношении мышления к бытию. Последовательно материалистическое решение этого вопроса целиком опирается на применение основной идеи диалектики о развитии внешнего мира. Без помощи диалектики, т. е. рассматривая бытие и мышление только как данные, готовые, сосуществующие, невозможно правильно и до конца последовательно материалистически решить этот вопрос.

 

Критикуя метафизическую позицию Дюринга, Энгельс отмечал: «Так бывает всегда, когда «сознание», «мышление» берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе. В таком случае должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, что сознание и природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени согласуются между собой. Но если, далее, поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней. Само собой разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в конечном счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей»38.

 

Это положение Энгельс развил дальше в следующем своем высказывании: «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласоваться между собой» 39.

 

Единство законов мышления с законами внешнего мира, единство субъективного образа этого мира с его объективным содержанием есть выражение того обстоятельства, что диалектика представляет собой теорию познания материализма в ее понимании Марксом и Энгельсом. Действительно, именно тот факт, что объективное составляет содержание субъективного и что поэтому субъективное не может не развиваться по тем же самым законам, по которым развивается и объективный мир, составляет стержень и фундамент признания единства и нераздельности диалектики и теории познания. Это выступает и как признание неотделимости диалектики от материадиетической теории познания и как включение теории познания в диалектику. Так это было у Маркса и Энгельса, так это было и у Ленина.

 

Формулируя основной, высший вопрос всей философии как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, Энгельс показывает, что этот вопрос касается того, «что является первичным: дух или природа...»40. Быть первичным, как показывает далее Энгельс,— значит существовать раньше вторичного, производного от этого первичного. Если так, то последовательно материалистический ответ на поставленный вопрос неизбежно должен включать в себя учет всего процесса развития материи, которая способна породить и порождает на деле в результате своего развития мыслящий дух. А это значит, что материалистическое решение основного вопроса всей философии должно целиком основываться на применении идеи развития, следовательно диалектического метода. Всякая попытка рассматривать основной вопрос философии не с позиций диалектики неизбежно приводит к невозможности дать на него последовательно материалистический ответ.

 

В своих известных произведениях — «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах..» — Энгельс конкретно проследил историческое развитие природы вплоть до становления человека и выхода процесса развития материи за пределы собственно природы. Такое рассмотрение дало возможность, опираясь па всю сумму естественнонаучных данных того времени, показать, что единственно правильным и совершенно бесспорным является строго материалистический ответ на вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к природе.

 

Основываясь на данных современного ему естествознания, Энгельс детально исследовал, как развивалась неживая, вернее, доорганическая природа. Возникшее в процессе охлаждения космических тел взаимодействие физических форм движения по мере дальнейшего понижения температуры переходило в химизм, т. е. возникали химические процессы. Химическое вещество развивалось, с одной стороны, по линии дифференциации его между различными сферами нашей планеты, в результате чего образовались твердая кора, скопления водных масс на поверхности планеты и атмосфера. Все это составило область уже развивающейся неорганической природы. С другой стороны, начавшееся усложнение органических соединений дошло до образования жизнеспособного белка, а затем и живой протоплазмы. В итоге процесс развития материи вышел за рамки неживой (доорганической и неорганической) природы и вступил в область живой (органической) природы.

 

Дальнейший прогресс совершался уже в рамках живой природы. Путем усложнения и дифференциации бесформенного белка, лишенного вначале клеточной структуры, возникла первая клетка с ядром, оболочкой и цитоплазмой. «Но вместе с этой первой клеткой,— писал Энгельс,— была дана и основа для формообразования всего органического мира. Сперва развились, как мы должны это допустить, судя по всем данным палеонтологической летописи, бесчисленные виды бесклеточных и клеточных протистов, из которых... одни дифференцировались постепенно в первые растения, а другие — в первых животных. А из первых животных развились, главным образом путем дальнейшей дифференциации, бесчисленные классы, отряды, семейства, роды и виды животных и, наконец, та форма, в которой достигает своего наиболее полного развития нервная система,— а именно позвоночные, и опять-таки, наконец, среди них то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя,— человек» 41.

 

Далее Энгельс показывает, что и человек возник путем дифференцирования как в индивидуальном (онтогенетическом), так и в историческом (филогенетическом) развитии. «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка,— писал Энгельс,— то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой. Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу — производство».

В условном смысле слова можно сказать, что и животные тоже «производят». Но их производственное воздействие на окружающую их природу равно нулю. Только человеку, как указывает Энгельс, удалось наложить свою печать на природу: он изменил географическое распределение различных видов растений и животных, изменил внешний характер и климат своего местожительства, изменил даже природу самих растений и животных.

 

В статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс подробно рассматривает развитие взаимодействия человека, уже возникающего из природы, с окружающей его материальной средой: изменение материальных условий жизни приводит к изменению и развитию самого возникающего человека, а это сейчас же проявляется в усилении и дифференциации обратного воздействия человека на природу.

 

Все это с полной убедительностью и несокрушимой достоверностью убеждает нас, что материя, природа, внешний мир первичны по отношению к сознанию и мышлению человека, ибо эти последние исторически возникли и произошли из материи, из природы, из внешнего мира в процессе их развития. Все данные науки неоспоримо свидетельствуют о том, что природа предшествовала возникновению духа во времени, более того, что она его произвела, породила, тогда как человеческий, т. е. мыслящий, дух может выступать и выступает в действительности только как нечто производное по отношению к природе, материи, как ее отражение в сознании людей.

 

Так, применяя диалектический метод, Энгельс решает основной вопрос философии и материалистически обосновывает его. Здесь с удивительной отчетливостью обнаруживается то, что диалектика и есть теория познания материализма, что при решении главного гносеологического вопроса диалектика оказывается не только неотъемлемой от теории познания, но и вообще единственным средством или инструментом постановки и решения именно гносеологических вопросов.

Категория: Философия | Добавил: fantast (21.01.2019)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 0.0/0