Огромные успехи целого комплекса наук, изучающих процессы жизнедеятельности и раскрывающих физико-химические основы жизни (ее сущность), подвели современное естествознание непосредственно к пониманию перехода между химизмом и жизнью, т. е. между химической и биологической формами движения материи. Новые естественные науки, изучающие жизнь на разных уровнях ее организации, в различных ее аспектах,— биохимия, биофизика, биокибернетика, биомеханика, физикр-химическая генетика, биоорганическая химия — образовали в своей совокупности новую сложную комплексную отрасль естествознания — молекулярную биологию.
Если физика в XX в. двигалась в сторону открытия и познания все более и более простых дискретных видов материи (т. е. в глубь материи), то современная химия, напротив, двигалась в основном в сторону открытия и изучения все более и более сложных дискретных образований материи (как бы вверх по лестнице развития материи).Ее объектом в XX в. стали (наряду с низкомолекулярными соединениями, которыми она занималась с самого начала своего существования) высокомолекулярные соединения, в особенности высокополимерные соединения или, короче, полимеры и вообще макромолекулы. Идя этим путем, современная химия (в особенности новая ее отрасль — биоорганическая химия) пришла к изучению таких сложнейших полимеров (биополимеров), которые составляют матермальный (вещественный) субстрат важнейших биологических процессов наследственности и биосинтеза.
Такими материальными носителями явлений жизнедеятельности кроме белков оказались нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) — вещества небелкового характера. В связи с этим возникла необходимость уточнения и развития субстанционального определения жизни, данного Энгельсом.
Как известно, Энгельс определял жизнь как химизм белков, как способ их существования. Сегодня сюда надо включить и нуклеиновые кислоты, определяя таким образом жизнь как способ существования не только белков, но и других сложных биополимерных соединений.
Развиваясь в сторону изучения полимеров и биополимеров, химия шла навстречу современной биологии, особенно генетике, которая двигалась от изучения собственно биологических свойств и явлений к открытию их материальных носителей.
Как бы реакционеры от науки ни пытались дискредитировать саму идею о материальном носителе наследственности, третируя ее как идеализм и метафизику, мистику и схоластику, прогрессивное революционное движение в науке, как и всегда и везде, одержало в конце концов победу над душителями истины. И эта победа была завоевана именно благодаря тому, что химия и биология в своем взаимовстречном движении стали конкретно и детально раскрывать внутренний «механизм» перехода между химической и биологической формами движения. Здесь точки, как и прежде, выражают область перехода между обеими формами движения, а стрелка указывает направление процесса развития материи.
Так в самых общих чертах обстоит дело с проникновением современной науки в области перехода между химической и физическими формами движения с одной стороны (нижней) лестницы развития природы и между той же химической и биологической формами движения с другой (верхней) стороны той же лестницы развития. | |
Просмотров: 592 | |