Экология — это дисциплина, изучающая отношения живых организмов, а также образуемых ими сообществ, между собой и с окружающей средой. Ее возникновение связывают с именем немецкого биолога-дарвиниста Э. Геккеля, введшего понятие экологии в научный оборот в 1866 г.
Современная экология включает в себя целый ряд дисциплин. Так, общая экология изучает отношения, складывающиеся в рамках растительного и животного мира, а также микроорганизмов. Сегодня наряду с этим можно говорить о социальной экологии, экологии человека, а также глобальной экологии. Если экология человека ориентируется на изучение процессов взаимоотношений человека и окружающей его среды на локальном, индивидуальном уровне, а глобальная экология — на общепланетарном уровне, то социальная экология стремится к выявлению и исследованию общих закономерностей взаимоотношений социума с окружающей природной и культурной средой, поиску путей их гармонизации. Итак, за период своего существования экология принципиально расширила изучаемый предмет с уровня выявления природных закономерностей во взаимоотношениях между биологическими объектами и окружающей их средой до выявления социоприродных закономерностей в системе «человек— общество— биосфера». Естественно, это принципиально расширяет и круг проблем, имеющих философское звучание.
Одним из ключевых понятий экологии выступает биосфера. Ее современное развитие осуществляется через постоянное возникновение и разрешение противоречия между безграничной способностью к воспроизводству, свойственной живым организмам, и ограниченностью природно-ресурсного потенциала биосферы в конкретном пространственно-временном интервале. Это противоречие разрешается в процессе использования новых веществ, источников энергии и новой информации. При этом наследственная изменчивость является необходимой предпосылкой развития, а естественный отбор — механизмом закрепления новой информации.
Опыт показывает, что живой организм не может существовать в биосфере лишь на основе внутренних форм саморегуляции. Для его реального существования необходим обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой, за счет чего организмы не только адаптируются, т. е. приспосабливаются к среде, но и отчасти адаптируют среду применительно к своим потребностям. (Наиболее четко этот аспект проявлен в целесообразной деятельности людей.)
Биосфера в целом весьма устойчива. Несмотря на радикальные изменения облика нашей планеты (трансформации климата, активные тектонические процессы, перемещение материков, изменения воздушной среды и т. п.), жизнь не только не прекратилась, но и весьма развилась. Фактически только появление человека создало реальные предпосылки к нарушению исторически сложившейся устойчивости биосферы, равновесия ее подсистем.
В современных условиях биосфера изучается преимущественно в сопряжении с понятием ноосферы (сферы разума). В.И. Вернадский рассматривал ноосферу как новый этап развития биосферы с проявлением «онаучивания», наполнения разумными смыслами взаимоотношений человека и биосферы. При этом речь идет о необходимости перехода от эволюции, управляемой стихийными биологическими факторами, к эволюции, в которой доминирующая роль принадлежит глобальному управляющему человеческому сознанию.
По сути, по идее В.И. Вернадского, развитие ноосферы выступает как естественноисторический геологический процесс, подчиняющийся природным закономерностям. Именно их выявление и обоснование должны составлять основу рационализации отношений «человек — биосфера». При этом человек постепенно должен становиться существом, относительно независимым материально и энергетически от биосферы.
Здесь видно явное и противоречивое пересечение тенденций глобального эволюционизма и синергетики.
На практике очень многое зависит от реальной возможности человеческих сообществ договориться о необходимых мерах и неуклонном проведении этих мер в жизнь. Конкретно это сегодня осуществляется, хотя и весьма противоречиво, через деятельность специализированных всемирных организаций. Такая деятельность направлена прежде всего на преодоление возникших глобальных угроз — потепление климата, парниковый эффект, таяние полярных шапок Земли, озоновые дыры в атмосфере и т. п.
Взаимодействие общества и природы всегда конкретно-исторично. Существуют разные подходы к выявлению особых исторических форм этого взаимодействия. Прежде всего здесь нужно выделить ряд принципиальных этапов, совпадающих с глобальными цивилизациями.
Так, исторически первым можно назвать традиционный тип взаимодействия общества и природы, доминировавший во всех докапиталистических формах производства. Его отличали локальный и неглубокий тип освоения природных ресурсов, преимущественное подчинение человека природным закономерностям и природным ритмам, цикличность воспроизводственных процессов, явное подчинение человеческой деятельности традициям, доминирование сельскохозяйственного труда.
Положение резко меняется с утверждением индустриальных форм производства, что тесно связано с развитием капитализма. Здесь воздействие на природу перестает быть локальным, постепенно выходя на глобальный уровень, а кроме того, становится глубоким. Нередко это нарушает природные процессы саморегуляции и самовосстановления. Возникают набирающие силу экологические проблемы. Индустриальный тип развития выявил такое острое противоречие: если все берущееся у природы вещество считать за 100 единиц, то полезно используется лишь в среднем 3-4 единицы, а до 96-97 единиц снова выбрасываются в природу в виде отходов, а порой и отравляющих веществ.
Индустриальный тип взаимоотношений между обществом и природой отличается, кроме того, переводом всех видов деятельности на промышленные по сути рельсы, уходом от природных ритмов воспроизводства, формированием новых традиций и доминированием новаций. Ясно, что при этом возникает много сложных экологических и социальных проблем.
Наконец, постиндустриальный тип взаимодействия общества и природы основывается на онаученном характере глобальной человеческой деятельности, попытке перехода от биосферы к ноосфере, постепенной гармонизации отношений между обществом и природой, воссоздании возможностей природы к самовосстановлению и позитивному развитию.
Мы можем уже сегодня видеть движение в этом направлении, хотя и весьма противоречивое. Ясно, однако, что в России здесь еще очень много нерешенных проблем. При анализе этого блока вопросов можно выделить немало конкретных характеристик процессов (Поликарпов В.С. Философия науки. Ростов-на-Дону— Таганрог, 2004, с. 172-178). | |
Просмотров: 833 | |