Биология — наука о живой природе, изучающая сущность и формы проявления жизни. Элементарные, несистематизированные биологические знания существовали издревле, позднее постепенно отпочковывались отдельные ветви биологического знания, однако как развитая наука биология сформировалась лишь в XIX в. благодаря прежде всего работам Т. Шванна, Ч. Дарвина, Г. Менделя.
При всем многообразии современных проблем биологии их можно сгруппировать в три основных блока:
1) происхождение жизни на Земле;
2) эволюция жизни;
3) системный характер организации жизни.
Все эти проблемные ряды затрагивают много важных философских проблем.
Так, до сих пор много неясностей существует в трактовке происхождения жизни на Земле. Хотя еще в двадцатые годы XX в. российский ученый А.И. Опарин сформулировал идею спонтанного происхождения жизни в результате эволюции углеродистых соединений в водной среде, но и сегодня практически нет приемлемых экспериментальных подтверждений этого. Более того, многие современные ученые, в том числе и ряд нобелевских лауреатов (а еще ранее наш академик В.И. Вернадский) считают, что идея самопорождения жизни на Земле не выдерживает серьезной критики. При этом отмечается, что живое из неживого вообще не может получиться, появиться из-за их принципиальных особенностей, наличия в любом, даже простейшем, живом некоего нового качества, которое не встречается в неживой природе, что связано прежде всего с наличием биополей. В.И. Вернадский вообще был сторонником космического занесения жизни на Землю. Эта идея сегодня имеет довольно много сторонников, хотя кроме вопросов о том, как именно это было осуществлено, возникает принципиальный вопрос: а как возникла жизнь во Вселенной? Однако это уже вопрос другого ряда.
Нельзя сбрасывать при этом со счетов и давно сформировавшийся креационистский подход к этой проблеме, согласно которому все живое было сознательно сотворено, создано творцом-креатором, т. е. Богом. При недостаточной аргументированности иных подходов к проблеме происхождения жизни на нашей планете такой подход становится одним из предпочтительных. Здесь, как видим, встречаются моменты естественного и сверхъестественного в анализе проблемы и оказываются возможными разные подходы.
Особый интерес биологов вызывает вопрос об основных признаках жизни, живого. При некотором различии сложившихся подходов к этой проблеме можно, тем не менее, выделить основные признаки живого — активность, раздражимость, обмен веществ со средой, способность к росту и размножению, адаптивность, целесообразность поведения.
Казалось бы, сегодня уже банальностью стало признание эволюционного типа развития живого, опирающееся на работы Ч. Дарвина и его последователей. Со школьных лет всем нам известны общие схемы развития видов путем конкуренции и естественного отбора от простейших до высших приматов и появления подлинного цвета процесса эволюции — человека разумного. Вместе с тем дарвинистская теория по ряду позиций критиковалась и во времена Ч. Дарвина, критикуется она и сегодня. Основная критика при этом идет по следующим направлениям: а) нередко ученые не находят необходимые переходные формы живого между конкретными, реально существующими (или же существовавшими ранее) видами;
б) не находятся необходимые переходные формы также между высшими приматами и человеком разумным, здесь много подделок и искусственного подтягивания материалов к желаемым идеям;
в) с позиций дарвинизма непонятно происхождение целого ряда явлений, идущих вразрез с эволюционной теорией,— птичьи перья, волосяной покров у животных, ракушки у моллюсков и т. п. Принципиальные проблемы биологии связаны с анализом механизма передачи наследственной информации, изучаемого генетикой. Как формируется генетический код и как он трансформируется; каковы возможности генной инженерии и волновой генетики; насколько развитие данной особи зависит от генетической предзадан-ности, а насколько на это влияет среда обитания? При анализе этих проблем в центре внимания находятся вопросы сохранения положительной информации и появления ее новых форм в применении к биологии.
В последнее время все возрастающий интерес биологов привлекает проблема системной организации всего живого. Дело в том, что на всех основных уровнях существования живого — клеточном, организменном, популяционном, уровне всей биосферы — наблюдается особый характер энергетической и структурной упорядоченности, взаимодействия подструктур, подсистем. Непонимание этого приводит к непродуманным воздействиям, хотя и с «благими намерениями», но приносящими преимущественно негативный эффект. Так, как известно, при чрезмерном истреблении волков как жестоких хищников страдает, как это ни странно, популяция зайцев, ибо среди них начинается мор. Ведь волки как подлинные санитары леса поедают старых, слабых, а также болеющих, заставляя оставшихся зайцев быть внимательными и активными. Похожая ситуация возникает при истреблении большого количества ястребов, кобчиков, также выполняющих санитарные функции в среде птиц и мелких животных.
Сложные биосистемы пока малоизученны именно как сложносоставные целостные структуры, а не механическая сумма составляющих звеньев. Опыт показывает, что в них нет ничего лишнего, бесполезного — у всего есть своя особая функция, свое место в своеобразном «разделении труда». Здесь очень важны идеи системной организации, комплексного анализа динамичных целостных образований (Биофилософия. М., 1997). | |
Просмотров: 1502 | |