Астрономические знания имеют очень древнюю природу, относясь к первым относительно системно организованным формам человеческого знания о мире, окружающей среде. И это не случайно, так как такие знания носили весьма практический характер, помогая людям вычленять разнообразные природные циклы, четко ориентироваться на местности и т. п.
Научно организованное знание о Космосе возникло практически в рамках классической науки — ньютоновская модель Вселенной. Эта модель была проста и полностью основывалась на законах механики. Учтем, что здесь еще практически нет Вселенной как целостности, имеющей особые законы функционирования и развития, и Вселенная предстает некоей стационарной целостностью, сотворенной Богом. При этом первичный импульс движения в такую Вселенную вдохнул Бог (теория деизма).
Исследования Космоса долгое время носили характер чисто астрономических, т. е. преимущественно визуальных, осуществляемых с помощью телескопов. Принципиальный переход на позиции концептуального осмысления Космоса начался только в двадцатые годы XX в., прежде всего благодаря работам А. Фридмана и Э. Хаббла, исходившим из идей нестационарной Вселенной, т. е. ее эволюции во времени и пространстве. Затем бельгийский астроном и священнослужитель Ж. Леметр выдвинул гипотезу Большого взрыва, вполне согласующуюся с христианской идеей сотворения мира Богом, его начала во времени и конечности в пространстве.
Далее ряд ученых развили эту идею Большого взрыва, согласно которой примерно 15-20 млрд лет назад все вещество Вселенной было по непонятным физическим причинам сконцентрировано в очень малом объеме с колоссальной массой, а затем также по непонятным физическим причинам произошел гравитационный взрыв, и материя стала рассеиваться с ускорением во все стороны от эпицентра взрыва. Постепенно образовывались галактики, звездные системы, планеты и другие космические тела, но процесс разбегания галактик продолжается и поныне. В пользу такого своеобразного вывода свидетельствует устойчивое красное смещение спектральных линий далеких галактик, трактуемое как оптический по своей природе эффект Допплера, а также реликтовое радиоизлучение, со всех сторон поступающее и ныне из Космоса на Землю и объясняемое как дальнее следствие Большого взрыва.
При современных исследованиях Вселенной используется весь спектр средств науки нашего времени, прежде всего физики, не случайно такие исследования называются астрофизическими. Ученые отмечают при этом массу загадок и парадоксов, касающихся пространства и времени, энергии и информации, устройства Вселенной — черные дыры и их функции, квазары, пульсары, разные типы звезд и др. Важно, что все эти проблемы носят выраженный философский характер, затрагивая большой спектр как традиционных философских проблем, так и новых проблем и постановок. Это проблема конечного и бесконечного, определенного и неопределенного, хаоса и гармонии, цикличности и спонтанности хода развития объектов и т. п. (Поликарпов В.С. Философия науки. Ростов-на-Дону—Таганрог, 2004, с. 114-121; Философия современного естествознания. М., 2004, гл. 2).
В последнее время вновь активизировались исследования в русле проблемы человек и Вселенная. Такой блок вопросов был в центре внимания античной философии, ряда концепций Нового времени, целого ряда русских философов, таких как К.Э. Циолковский, А.И. Чижевский, В.И. Вернадский.
Из древности идет великая идея единства макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека), с разных сторон осмысливающая совпадения сверхбольшого и сверхмалого, отражение законов Космоса в человеке. В разные исторические эпохи осуществлялся возврат к осмыслению этой принципиальной идеи, наполняя ее новыми смыслами.
Как видим, проблема взаимосвязи человека и Вселенной имеет различные грани. Так, одной из них выступает вызывающая активный интерес у исследователей проблема единства космических ритмов и биоритмов живых существ, в том числе и человека. Смена дня и ночи, времен года, хороших и плохих (с позиции воздействия на живое) лет связана с движением космических тел относительно друг друга, активностью солнца и др. Не случайно издревле на основе космической ритмики создавались календари — византийский, православный, древнегреческий, мусульманский, китайский.
Особой гранью проблемы взаимосвязи человека и Космоса выступает активно обсуждаемый в современной науке антропный принцип. Его суть в том, что эволюция Вселенной как целого обусловливает процесс усложнения всех космических материальных систем и развития в направлении жизни, а затем и антропосоцио-генеза, т. е. становления человека и общества. Ученые, придерживающиеся такого подхода, призывают отказаться от устаревшего, на их взгляд, локального рассмотрения феноменов жизни, а также человека и соотнести их с логикой космических процессов (Ерохин В.Г. Концепции современного естествознания. Рязань, 1997, с. 140-147; Поликарпов В.С. Философия науки. Ростов-на-Дону — Таганрог, 2004, с. 121-129). | |
Просмотров: 1394 | |