Рассматривая этот блок вопросов, следует отметить, что под техникой обычно понимают совокупность искусственно созданных материальных средств человеческой деятельности, используемых в целях познания и преобразования действительности. Техническое знание исторически отпочковалось от естественного и долгое время выступало относительно неразвитым, несистемным. Техническое творчество до капитализма чаще всего просто не приветствовалось, а порой и третировалось. Так, в Древней Греции занятия техникой считались уделом рабов и низших сословий, и поэтому Архимед, например, весьма неохотно занимался техническим творчеством, зачастую лишь уступая необходимости защищать родной город Сиракузы от врагов. В Средние века положение мало изменилось.
Только буржуазное общество с его особыми установками на научно-технический прогресс и рост прибыли заметно активизирует техническое творчество, постепенно выводя его на качественно новый уровень. Так, во второй половине XIX в. технические науки выглядят уже вполне сформировавшимися как некая зрелая научная система. В них дифференцированы такие важные составные части технического знания, как теоретическое знание в виде особых теорий, идей и принципов; технологическое знание, характеризующее содержательную специфику конкретного производственного процесса; особый математический аппарат для описания работы технических устройств; материаловедение; особо выделены также содержательные особенности операций проектирования, конструирования, моделирования.
В современных условиях существует так называемая техносфера общества как совокупность всех технических устройств и систем, по-особому взаимодействующая с биосферой (сферой живого) и антропосферой (сферой деятельности человека и общества). В связи с этим постепенно формируется общая теория техники. Причем технические науки все более становятся не просто науками о машинах и механизмах, но социально ориентированными. В них тоже проявляется общая гуманистическая ориентированность современной науки. В частности, это хорошо видно на развитии такой современной дисциплины, как эргономика, исследующей взаимодействие между человеком и техникой и стремящейся к достижению оптимальных его форм. Дело в том, что человеко-машинные системы могут быть человекоцентричными, а могут быть машиноцентричными. В первом случае реально проявляется гуманистическая ориентация, и именно человек, его безопасность и удобство становятся главным требованием для разработчиков техники и организаторов производства. Во втором же случае в центре внимания находятся проблемы сохранности техники, экономической оптимальности затрат и т. п., а человеческие проблемы отступают на дальний план.
Здесь также стоит обратить внимание на то, как исторически идет передача от человека к технике основных функций труда — технологической, энергетической, транспортной, контрольной и логической. При этом нужно учесть, что абсолютно все функции труда не могут быть переданы техническим устройствам и за человеком всегда останутся в той или иной форме творческая функция и функция обеспечения сверхнадежности в работе надежных технических систем.
При рассмотрении этой группы вопросов также могут быть полезными материалы о соотношении технической эволюции, технических революций и научно-технической революции, имеющие особые философские смыслы.
Можно рассмотреть также проблемы автоматизации, робототехники, компьютеризации, внедрения современных технологий (лазерной, биологической, нанотехнологий и т. п.). Особое внимание при этом стоит уделить возникающим здесь многочисленным противоречиям и способам их регулирования (Негодаев ИЛ. Философия техники. Ростов-на-Дону, 1998; Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2004). Если ваша научная и практическая деятельность связана прямо или косвенно с техникой, техникознанием, постарайтесь показать особенности своей предметной области. | |
Просмотров: 598 | |