Строгая наука, очищенная от нерационалистических методов, появилась в Новое время (XVII-XVIII вв.) в Европе. И это появление не было случайным, так как именно в это историческое время вместе с развитием капитализма в этом регионе мира, прежде всего в таких странах, как Нидерланды, Англия, Северная Италия, Франция, впервые формируется четкий «социальный заказ» на научные и технические знания, ибо это общество основывается на научно-техническом прогрессе. При этом на твердую научную почву стало прежде всего естествознание, а затем уже социальные и технические науки.
Базовой дисциплиной возникающей строгой науки становится механика — наука о законах движения и равновесия тел. Идеализированные объекты, исследуемые учеными той поры, представали как элементарные объекты и процессы на базе простого (абсолютного) пространства и простого (абсолютного) времени с жесткими, хорошо прогнозируемыми связями. Опорными категориями классической науки становятся материя, время, пространство, взаимодействие, сила. При этом под материей понимаются вещественные тела, состоящие из атомов и проявляющиеся в трех взаимоперехо-дящих агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. Позднее было открыто еще одно агрегатное состояние вещества — плазма, т. е. ионизированный газ.
Пространство при этом понимается как некая неизменная пустота, вмещающая тела и хорошо описываемая геометрией Евклида, т. е. имеющая три измерения. Время понимается также как неизменная величина, фиксирующая божественно заданную длительность процессов. Сила выступает мерой воздействия одних тел на другие. Взаимодействие понимается исключительно как механическое на основе сил гравитации.
На этой основе сформировалась особая научная картина мира, обычно называемая механической, или механистической. Мир при этом представлялся как простой, законосообразный, выступавший неким подобием механизма вроде модных тогда часов, собранный из простых и хорошо совместимых деталей. Тела, от самых малых до самых больших, при этом взаимодействуют по законам механики.
Такой подход к природе, Вселенной выступал как вполне логичное следствие практики той эпохи периода механизации физического труда, развития машинного производства. Даже человек при этом нередко рассматривался как некий биомеханизм (Ламетри, Декарт).
В эпоху классической науки считалось, что в природе доминируют жесткие причинно-следственные связи, законы, а случайностью при этом можно пренебречь. Об этом, в частности, свидетельствовал принцип «железного детерминизма», зафиксированный П. Лапласом, суть которого в том, что равные действия при равных условиях всегда приводят к одинаковым результатам. Ученый кроме этого должен был стремиться к чисто объективному рассмотрению своего предмета, исключающему личные мнения и оценки ученых. Истина должна была при этом фиксироваться в единственной форме, а все иные суждения об объекте представали как заблуждение.
Классическая наука стремилась к зеркальному отображению реальности, а со временем — к завершенной картине мира. Для этого нужно было лишь владеть, по мнению ученых той поры, оптимальными научными методами. В качестве таковых выступали:
1) метод эмпиризма, исходивший из того, что научное исследование должно начинаться с фиксации фактов, проведения экспериментов, классификации полученных данных, а затем построения на этой базе гипотез и теорий;
2) метод рационализма, полагавший, что научное исследование должно начинаться с выявления неких аксиом и устоявшихся научных положений, а затем чисто логическими средствами развертываться вплоть до построения гипотез и теорий.
(Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992, с. 149-158; Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов-на-Дону, 2003, гл. 2, с. 114-129.) | |
Просмотров: 946 | |