В общем подходе к этим вопросам сегодня наблюдается достаточное единодушие исследователей. Так, многие из них отмечают, что исторически сначала возникают элементы науки, преднаука, постепенно отпочковываются отдельные, еще слабо увязанные друг с другом, только формирующиеся ветви науки — математика, астрономия, физика, градостроительство, кораблестроение, ирригация и мелиорация и т. д. — и лишь потом формируется зрелая наука как система.
Появление таких особых форм знания, как научное, тесно связано прежде всего с практическими потребностями людей в точном счете, четкой ориентации на местности, познании периодичности природных явлений, создании относительно устойчивых условий своего существования и т. п. Следовательно, научное знание развивается во многом в связи с социальными потребностями своей эпохи, своеобразным социальным заказом. Скажем, не случайно ирригация и мелиорация были хорошо развиты на Востоке и относительно слабее в Европе — ведь именно в странах Востока, таких как Египет, Месопотамия, Китай, необходимо было постоянно создавать и поддерживать сложные системы водоснабжения и водоотведения, тогда как в большинстве европейских стран такой задачи не было.
В то же время в развитии науки есть и свои собственные внутренние закономерности, необходимость системного развертывания своего содержания, отпочкования отдельных новых дисциплин (Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992, с. 67-82).
Исторически научное знание, точнее его элементы, долгое время сосуществует с вненаучными формами знания о мире, такими как мифология, религия, натурфилософия. О специфике мифологии и религии мы уже ранее говорили, поэтому сосредоточим теперь внимание на особенностях натурфилософии. Под натурфилософией обычно понимают совокупность философских идей и концепций, в которых рассматриваются проблемы развития природы. Натурфилософия активно развивалась с древнейших времен до утверждения господства строгой науки (XVIII-XIX вв.), иногда проявляясь и в более позднее историческое время. Уже первые философские концепции в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции были по сути натурфилософскими. Этот факт нередко отмечается в философской литературе. При этом конкретные натурфилософские концепции могли быть как материалистическими (атомистическая концепция; концепции, рассматривающие первооснову мира), так и идеалистическими (пифагорейство, учение Платона), но их всегда отличал ряд особенностей:
■ попытка целостного описания природы;
■ свободное фантазирование авторов там, где не хватало точных данных об объектах;
■ ставка более на веру, чем на разум.
Именно эти принципиальные моменты можно считать наиболее важными при характеристике натурфилософии и выявлении ее отличий от науки. | |
Просмотров: 1239 | |