Начиная с древности и поныне особое внимание в научном исследовании придается диалектике в ее соотношении с другими наиболее общими философскими методами. Под диалектикой обычно понимают учение о наиболее общих законах развития реальности и основанный на этом учении метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: античная, отличавшаяся стихийным характером, это скорее еще использование некоторых диалектических приемов отдельными авторами — Сократом, Платоном, Гераклитом и др., но не развернутая система; немецкая идеалистическая, спецификой которой выступало то, что, реализуясь как некая целостная система, она опиралась на идеалистические идеи — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; и материалистическая, оказавшая мощное влияние на процесс научного исследования — авторы эпохи Просвещения, марксизм.
Диалектический метод представляет собой систему универсальных регулятивных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Мало, скажем, провозгласить, что каждый предмет выступает неким единством многообразного или что в мире все развивается, — нужно развернуть данные выводы о фундаментальных закономерностях материального мира в зрелые принципы развития, всеобщей связи явлений, противоречия.
Анализируя принципиальный характер диалектики, диалектического метода в науке, нужно помнить, что они не выступают некой «универсальной отмычкой» и вовсе не претендуют на то, чтобы все объяснить, так как диалектический метод имеет свои границы и сферу действия. Их нужно дополнять другими философскими методами.
Понятие метафизики обычно употребляется в нескольких смыслах, однако сегодня оно выделяет прежде всего особый метод познания, мышления, противостоящий диалектическому методу как некая альтернатива. Самая существенная в этом смысле черта метафизики — односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны процесса познания. Метафизике свойственны также избегание противоречий, отрицание всеобщей связи и момента развития явлений. Современная же метафизика, не отрицая всеобщей связи явлений, момента их развития, склонна к достаточно односторонним трактовкам развития, недоучету каких-то его принципиальных противоречивых характеристик.
Опыт показывает, что метафизический способ мышления вполне правомерен на уровне здравого смысла, рассудка, обыденного знания, где явления рассматриваются преимущественно в их статике, типичных состояниях, однако там, где нужно видеть развитие и реальные движущие противоречия, более эффективным оказывается диалектический метод (Философия: 100 экзаменационных вопросов. Ростов-на-Дону, 1998, с. 229-231).
Во второй половине XX в. появился новый научный метод, постепенно вызвавший к себе повышенный интерес во всех сферах научного знания — синергетика, теория самоорганизации и развития сложных систем любой конкретной природы. В синергетике убедительно показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через взаимопереходы хаоса и гармонии. Отличие синергетического взгляда от традиционного диалектического, очевидно, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности (сложным траекториям развития), от равновесных форм к неравновесным, от господства стабильности к господству нестабильности.
Среди ключевых идей синергетики, существенно влияющих на методологию изучения природных, технических и социальных процессов и явлений, можно выделить следующие:
1) ставка на эволюционный, необратимый характер процессов развития;
2) анализ множественности путей развития сложноорганизованных систем;
3) выявление особых точек бифуркации, т. е. точек ветвления путей возможного дальнейшего пути развития системы;
4) анализ неравновесности как основания порождения порядка из хаоса, возникновения нового единства;
5) особое внимание — случайностям, которые могут резко изменить ход развития системы.
(Концепции современного естествознания: рефераты. Ростов-на Дону, 2002, с. 33-34.)
Отметим, что наряду с метафизикой, диалектикой и синергетикой в современной науке достаточно активно используют и другие философские методы, такие как герменевтика, феноменология и т. п. Все они имеют свою специфику подхода к объекту, свой ареал активного применения и не столько противоречат (хотя этот момент и присутствует), сколько взаимодополняют друг друга. | |
Просмотров: 1960 | |