Сознание и познание. Рациональное и внерациональное познание мира. Кратко

 

Под сознанием обычно понимают высшую, свойственную только человеку, форму отражения объективной реальности, способ его отношения к миру и самому себе. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Человек относится к объектам его деятельности с пониманием, оценкой, наполняя это отношение особыми смыслами. Без этого нет и сознания. Знания, значения и смыслы направляют и дифференцируют чувства человека, его волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Сознание связано с мышлением, общением, языком, самосознанием (Философия. Ростов-на-Дону, 2001, гл. 6).

 

Сознание также тесно связано с познанием, под которым обычно понимают общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. У истоков процесса познания находятся активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы, производственное использование свойств вещей. Тот или иной способ практической деятельности есть одновременно и способ общения людей, хранящий и предоставляющий им предметы их деятельности. Основной путь познания — от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике (Философия. Ростов-на-Дону, 2001, гл. 9).

 

Все многообразие форм человеческого знания ученые стремятся классифицировать, типологизировать, причем этот процесс может быть проведен по различным основаниям — можно выделять знания рациональные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные. Нас в этом смысле должно интересовать прежде всего соотношение рационального, внераци-онального и иррационального знания, тем более что этот вопрос сегодня весьма активно дискутируется. Человек познает мир разными средствами, в том числе с помощью логики, здравого смысла, опираясь на доказательства и факты. Это рациональное познание мира, высшей формой которого выступает наука.

 

Вместе с тем в реальной жизни человек вольно или невольно использует и формы внерационального познания, опирающегося на своеобразный личный опыт, индивидуальные предпочтения, свободные ассоциации, нередко не вербализуемые (т. е. не опирающиеся на словесное описание) моменты индивидуального знания. Это особенно четко демонстрируют нам обыденное знание, мир повседневности. В последнее время в науке явно растет интерес к внерациональным формам знания о мире.

 

С древнейших времен и поныне человек использует и иррациональные формы познания мира, проявляющиеся в таких формах, как интуиция, ясновидение, откровение, медитация, озарение и т. п. В нашей практике и в официальной науке к большинству этих форм сложилось недоверчивое отношение, ибо механизмы их осуществления непонятны, однако сегодня все более на них обращают внимание в том числе и деятели науки, так как в них скрыты древнее, в немалой степени утерянное, знание, а также своеобразный, явно имеющий практическое значение опыт.

 

Важно то, что современная наука, выступая формой прежде всего рационального познания мира, с интересом присматривается к формам внерационального и иррационального познания мира, находя в них положительные смыслы и отчасти их заимствуя (Философия. Ростов-на-Дону, 2001, с. 399-407). В своем единстве рациональное, внерациональное и иррациональное знание составляет некую общую картину мира, существующую наряду с научной картиной мира и дополняющую ее.

Категория: Философия | Добавил: fantast (29.01.2019)
Просмотров: 1265 | Рейтинг: 0.0/0