Прежде чем обратиться к нашему главному вопросу, а именно может ли данный принцип объяснить действие, и если может, то в какой степени, нам хотелось бы привлечь внимание к одному весьма проблематичному, с нашей точки зрения, моменту того понятия о «принципе действия», которое дает Дрей. Как уже явствует из самого выражения «то, что следует делать», Дрей, по-видимому, предполагает: (1) что если уточнены обстоятельства, при которых должен был совершиться поступок (включая в их число также и цели, и представления действующего лица), то некоторое действие может быть совершенно недвусмысленно и определенно охарактеризовано как правильное, разумное или рациональное при данных условиях; (2) что по крайней мере во многих случаях имеется одно и только одно такое действие. И в самом деле, Дрей утверждает, что именно в этом отношении рациональное объяснение превосходит статистическое, так как на вопрос, почему данное действие должно было быть совершено, с помощью объяснения первого типа часто можно дать ответ, исключающий все иные возможные альтернативные поступки, — результат, который не может быть получен при вероятностном объяснении.
Однако эти два только что перечисленные предположения кажутся нам неосновательными или по крайней мере весьма спорными. Прежде всего ни в коем случае не очевидно, на каком критерии рациональности основывается характеристика поступка как «необходимого». Хотя целый ряд авторов и предполагает, что имеется одно совершенно ясное понятие рациональности в этом смысле 11 12, они не дают никаких явных его определений. Более того, сомнение относительно возможности адекватной формулировки общего критерия рациональности подтверждается математической теорией игр, которая показывает, что даже в весьма простых ситуациях, в которых требуется принятие решения, можно сформулировать несколько различных критериев выбора, каждый из которых вполне возможен и тем не меттее несовместим с другими 13. И если дело обстоит так в простых случаях, то понятие необходимого в данных обстоятельствах поступка представляется еще более проблематичным, когда оно применяется к тем действиям и решениям, которые пытаются объяснить историки. Нам представляется поэтому, что предположения, лежащие в основе «принципа действия» Дрея, нуждаются в дальнейшей разработке и анализе.
Чтобы не усложнять нашего дальнейшего изложения, я не буду обращать внимания на данную трудность и ради сохранения возможности спора приму, что смысл выражения «X — правильный или рациональный поступок в ситуации С» основывается на приемлемых и достаточно определенных объективных критериях. | |
Просмотров: 694 | |