Учение и. П. Павлова и вопросы литературного творчества Часть 1 Когда литературный критик или литературовед обращается к изучению художественной речи, его, естественно, интересуют прежде всего те специфические особенности этой речи, которые делают ее в своей совокупности художественной. Его предмет именно художественное слово или, точнее, художественное словоупотребление, слово в его эстетически значимой функции, слово как один из компонентов художественного образа, как одна из важнейших и существеннейших сторон литературно-художественного произведения. Но, рассматривая с такой точки зрения художественное слово, подчеркивая в определении этом в первую очередь прилагательное, критик и литературовед, если он хочет достичь реальных, научно обоснованных результатов, не может пройти мимо того, что слово представляет собой как явление языка, как лингвистический факт — до того, как оно стало фактом эстетическим. В современной критической и литературоведческой практике использование данных языкознания применяется все шире и шире, что не ведет (или, во всяком случае, не должно вести) к отождествлению и смешению подхода языковедческого и подхода литературоведческого в изучении языка художественной литературы. |
Точность терминологическая и художественная В повседневной нашей речи мы сплошь и рядом пользуемся такими оборотами и выражениями, которые обладают лишь приблизительной точностью. И зачастую они нас вполне удовлетворяют. Мы обходимся языковыми штампами, прибегаем к языковым «клише», не смущаясь тем, что они только отчасти способны передать то содержание, которое мы хотим выразить. Я должен оговорить, что, если разобраться, «приблизительная точность» — это тоже словосочетание, таящее в себе внутреннее противоречие. Но как и другие противоречия, на которых приходится останавливаться, вникая в разнообразные «тайны» слова, это не надуманное, а совершенно реальное противоречие, проявляющееся буквально на каждом шагу. |
Сила словесного искусства Из размышлений о специфике художественной речи Некоторые строки великих писателей настолько известны и так часто повторяются, что прибегать к ним критику даже как-то неудобно. Попробую, однако, преодолеть это чувство неловкости и приведу одну широко известную цитату — из Горького, из статьи его «О том, как я учился писать». |
От автора книги В этой книге объединены работы автора, посвященные вопросам психологии творчества и художественного мастерства. Вопросы эти живо интересуют его с давних пор. В той или иной мере, более или менее подробно они рассматривались и в предыдущих его книгах; что же касается данной книги, то в ней в соответствии с ее темой, сформулированной в словах «Писатель и его работа», вопросы психологии творчества и художественного мастерства занимают центральное, главенствующее место. |
О Генрихе Ленобле У нас еще не перевелись люди, которые — по слову Гейне — попивая дома винцо, проповедуют кипяченую воду. Собирая монографии о модернистах, они взывают к тенденциозности литературы'. Одним словом: люди с двойным дном. |