Писатель и его работа. Генрих Ленобль В последней книге Г. Ленобля объединены работы, посвященные вопросам психологии творчества и художественного мастерства. Автор охватывает здесь весьма широкий круг взаимосвязанных между собой проблем: это и «пафос» художника, и связь его с идейным существом творчества писателя, и соотношение общего и индивидуального в литературном процессе, и размышления о том, как жизненный материал претворяется в процессе творчества в художественный образ. Г. Ленобль рассматривает как произведения современности («Битва в пути» Г. Николаевой, «Воспоминания» Н. Тихонова, повести А. Кузнецова и А. Гладилина, «Салават Юлаев» Ст. Злобина и др.), так и книги наших классиков (Пушкина и Горького в первую очередь). |
О жанре «Роман-памфлет»
В этой статье речь пойдет о своеобразном жанре, который до сих пор в нашей литературе представлен чрезвычайно скупо. Вкратце его можно охарактеризовать как роман-памфлет. В течение ряда лет в этом жанре упорно работает Л. Лагин, в нем именно наиболее полно проявивший свое дарование. Широкой популярностью пользуются такие его романы, как «Патент АВ» и «Остров Разочарования», и прелестная повесть «Старик Хоттабыч» предназначенная для юного читателя, но безусловно интересная также и для взрослых. Менее известно Другое произведение Л. Лагина —роман «Атавия Проксима», опубликованный в 1956 году но и эта книга свидетельствует о верности писателя своим творческим установкам. |
Чем все-таки художественное слово отличается от нехудожественного?
Что по этому поводу говорят великие наши писатели и критики? Я думаю, следует начать здесь с того, что Н. В. Гоголь писал относительно «мелких сочинений» Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». В этих двух фразах сосредоточено едва ли не самое главное, что нужно сказать о художественном слове. |