Реализм и модернизм В самом начале работы говорилось о взаимодействии трех основных направлений в литературном движении эпохи. Искусство XX века со свойственными ему сложностью и множественностью взаимосвязей особенно богато переходными состояниями художественной мысли. Это воочию демонстрирует русский литературный процесс. В критическом реализме периода революции 1905—1907 гг. обнаруживаются признаки сближения с революционно-пролетарским искусством. На противоположном художественном полюсе ” возникают другие переходные состояния. Речь идет об отношениях критического реализма и модернизма, чего мы также касались. Но проблема эта заслуживает более пристального внимания. В литературном процессе начала века и реализм, и модернизм восстают против фатально детерминистских концепций среды, натуралистического художественного метода. И реализму, и модернизму свойственны повышенный интерес к философской проблематике, субстанциальным ценностям. Но кардинально различны пути решения общих вопросов. Правда, со временем противостояние двух направлений примет более осложненные формы. В критике 10-х годов становится популярной концепция «неореализма». Сторонники этой концепции усматривали в современной реалистической литературе стремление к художественным синтезам, с которыми связывали наиболее перспективное ее направление. Своеобразная синтетичность реализма тех лет была верно уловлена, но подчас весьма спорно истолкована — в духе примирения двух эстетических систем, «снятия» противоположности между ними в обновленном реализме. В нашем литературоведении констатируют, напротив, «размежевание сил реализма и модернизма» 1 в ту пору.
Но размежевание происходило не просто. Надо иметь в виду эволюцию символизма в 10-е годы. Деятели его часто говорили теперь о метафизической односторонности прежнего символизма, о необходимости сближения с жизнью, призывали к синтезу «реализма» и «идеализма» (хотя бы книга статей В. Брюсова «Далекие и близкие», 1912). | |
Просмотров: 2896 | | |