Реализм в России в XX веке. Заключение

Реализм в России в XX веке. Заключение

В литературном движении России предоктябрьских десятилетий были как бы опробованы в национально-своеобразной форме разные пути и возможности, возникающие перед литературой нашего столетия. Социалистическое искусство, возвысившееся в произведениях Горького до целостного творческого метода, открыло новую художественную эпоху. Весьма представительным — с точки зрения мирового литературного процесса — продолжал быть и наш критический реализм. Пересмотр отношений человека и среды, активизация начала личности и сопутствующее этому обновление поэтического языка, усиленное развитие философской, сущностной проблематики в противовес эмпиризму позитивистских концепций — все эти особые качества реализма XX столетия отчетливо выразились на русской почве. Поучительными (опять-таки в широком межнациональном контексте) оказались и противоречия на этом пути, а также «промежуточные» художественные состояния, где подчас размывались границы между обеими идейно-эстетическими системами, как было, например, в творчестве Андреева, Зайцева, Ремизова и некоторых других русских писателей.

 

Но модернистскому «изводу» реализма противостояла иная возможность, открывшаяся в искусстве XX в.,— обновление «старого» реализма завоеваниями социалистического искусства. Русская литература воочию продемонстрировала и эту возможность. Закономерностью существования двух типов реализма стало не умаление одного за счет другого, а взаимное обогащение. Это один из основных типологических уроков, преподанных будущему литературным движением России начала века.

 

Вместе с тем судьбы русского критического реализма начала века оказались особенно трудными. Это отчетливо выявилось на коренном историческом переломе столетия. Великая Октябрьская революция властно потребовала от художников слова перехода на новые рубежи, переоценки многих ценностей, ясного идеологического самоопределения. Это испытание истории выдержали далеко не все. Сказались прежде всего именно те сложности философской и исторической мысли, о которых шла речь в нашей работе. Кризисные явления (наметившиеся у ряда литераторов с начала первой империалистической войны) привели к глубоким антагонизмам и размежеваниям в реалистическом художественном движении. Перед теми из писателей, кто принял активное участие в созидании социалистической культуры, открылись новые перспективы. Иная участь была уготована тем, кто связал свою судьбу с эмиграцией.

 

Художественная эпоха, начатая Октябрем, подвела черту под литературными исканиями предреволюционного времени, но не отказалась от того плодотворного, что было в них. Совокупный вклад русского критического реализма начала века в историю советской литературы, как и живая жизнь его традиций в нашей современности, изучены пока значительно менее тщательно и пристально, нежели вклад отечественного реалистического искусства XIX столетия. Это задача будущих исследований.

Категория: Русский реализм начала XX века. Келдыш В. А. | Добавил: fantast (22.05.2016)
Просмотров: 2059 | Теги: Литература, русский реализм | Рейтинг: 0.0/0