ЖЕНСКИЙ ХАРАКТЕР И СЮЖЕТНО-ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА РОМАНОВ М.БРЭДДОН "СЕКРЕТ ЛЕДИ ОДЛИ", "ЖЕНА ДОКТОРА", "НАСЛЕДСТВО ДЖОНА МАРЧМОНТА" Лия Р. Банк Пермский государственный университет Своеобразие любой историко-культурной эпохи определяется не только и не столько особенностями ее политического или экономического развития, сколько существованием особых, сформировавшихся в эту эпоху идеологии и психологии, в значительной мере определяющих ее лицо. У викторианства были весьма своеобразные идеология и психология, построенные "на исторически сложившейся диалектике двух крайностей: с одной стороны, радикализма как отражения столь свойственного викторианцам критицизма, во многом пришедшего к ним из XVIII в.,... с другой стороны, консерватизма, но не столько в политическом смысле, сколько в нравственном и психологическом как тенденции сохранить лучшее, не отрываясь от прошлого в движении вперед" (Проскурнин 2000:8). |
СОВРЕМЕННАЯ СЛОВЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ Мария Швайнцер Университет в Любляне, Словения Еще пятьдесят лет назад словенская философия не успевала за развитием философских направлений в мире. Со временем, особенно в последние десятилетия, они развиваются параллельно. Современные технические средства сузили мир, став одной из причин транспарентности и (благодаря Интернету) мгновенной доступности мировой философской мысли. Словенские ученые-философы ведут непосредственный диалог с философами других стран, читают подлинники их трудов, переводят философскую литературу. Большинство переводов — это тексты, которые можно назвать философской классикой. Среди произведений, которые появились недавно, находим преимущественно мировые философские "бестселлеры", способные заинтересовать не только специалистов, но и более широкий круг читателей. |
ПРОТИВ "ВОЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ" Томо Вирк Университет в Любляне, Словения Когда Рональд Бартес еще в период своего увлечения структурализмом начал провозглашать право и необходимость многообразия интерпретаций литературных произведений, литературоведы почувствовали облегчение. Казалось, что такой принцип более всего справедлив по отношению к многозначному литературному произведению. Это было, как очень красочно показали Жак Лакан и Жак Деррида, гарантировано уже "материальной основой" литературы — языком. Лозунги о "бесконечной" или "неограниченной интерпретации" и о "творческом вольном прочтении" (creative misreading) и вообще о прочтении как о необходимо вольном, неправильном (misreading) ("неправильном", конечно, с положительной коннотацией, в которой, скажем, есть, как считает Поль Деман, слепота — условие для того, чтобы видеть) шли подряд, один за другим, почти с крейсерской скоростью. |
СЕМАНТИКА ОБРАЗНОГО СРАВНЕНИЯ (на материале романа Р.П.Уоррена) Вадим А. Балакин Уральский государственный педагогический университет Вопросом семантики сравнения занимались такие ученые, как Б.В.Томашевский (1959), Кац и Фодор(1965), Ю.И.Левин (1966), И.В.Шенько(1975) и другие (Голышева 1980; Ермилова 1977; Кар-цевский 1975; Никитин 1974; Черкасова 1968; Якобсон 1961). Исследования их основаны на тесной и неразрывной связи семантики сравнения и семантики метафоры. Отсюда возникает вопрос о независимости сравнения как стилистического приема.
Существует несколько точек зрения на проблему связи семантики метафоры и сравнения. Е.Г.Черкасова пишет о несостоятельности сравнения как лингвистической единицы, считая, что сравнение и метафора — разные явления как в грамматическом, так и логическом отношениях. Сравнение — членимая конструкция, в которой каждое слово употребляется в прямом значении, и следовательно, сравнение не представляет собой целой лингвистической единицы (Черкасова 1968). |
МИФ О ФЕНИКСЕ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХРИСТИАНСКИХ АВТОРОВ Александр Ю. Братухин Пермский государственный университет Миф о фениксе имеет египетское происхождение. В городе Оне (Гелиуполе) почитался как святыня камень "Бенбен", на котором в виде птицы бену (феникса), по преданию, впервые явилось солнце (Матье 1956: 18). Рядом с гробницей Осириса иногда изображалось дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса (Матье 1956: 53). Для Отцов Церкви так же, как и для их совре-менников-язычников, это был рассказ о явлении, хотя и таинственном, но реальном. Вспомним слова Филона Александрийского о том, что в огне возможна жизнь: "Ведь необходимо, чтобы все мироздание было одушевлено во всех своих частях, если каждый из первоэлементов, лежащих в его основе, вмещает в себя подобающие и соответствующие живые существа: земля — наземные, море и реки — живущие в воде, огонь — огненнородные (есть молва, что они большей частью бывают в Македонии), небо же — звезды" (О гигантах, 2, 7). Желанием избежать сказочности объясняется, по-видимому, введение некоторыми авторами в повествование "реалистического" мотива возникновения жизни из разложившихся останков, не считавшееся фантастическим и в более позднюю эпоху. |