ИНОСТРАННЫЕ ПИСАТЕЛИ О ТОЛСТОМ ГЮСТАВ ФЛОБЕР (Франция) Благодарю, что вы дали мне возможность прочесть роман Толстого («Война и мир». — Ред.). Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумите л ь н ы... Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения, а оно продолжительно. Да, это сильно! Очень сильно! Из письма Г. Флобера к И. С. Тургеневу. Цит. по письму И. С. Тургенева к Л. Н. Толстому, 12/24 января 1880 г. |
КЛАССИКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КРИТИКИ О ТОЛСТОМ Н. А. НЕКРАСОВ Не хочу говорить, как высоко я ставлю эту статью («Севастополь в мае». — Ред.) и вообще направление Вашего таланта и то, чем он вообще силен и нов. Это именно то, что нужно теперь русскому обществу: правда, — правда, которой «о смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе. Вы правы, дорожа всего более этою стороною в Вашем даровании. Эта правда в том виде, в каком вносите Вы её в нашу литературу, есть нечто у нас совершенно новое. Я не знаю писателя теперь, который бы так заставлял любить себя и так горячо себе сочувствовать, как тот, к которому пишу, и боюсь одного, чтобы время и гадость действительности, глухота и немота окружающего не сделали с Вами того, что с большею частью из нас: не убили в Вас энергии, без которой нет писателя, по крайней мере такого, какие теперь нужны России. Вы молоды; идут какие-то перемены, которые — будем надеяться — кончатся добром, и может быть Вам предстоит широкое поприще. Вы начинаете так, что заставляете самых: осмотрительных людей заноситься в надеждах очень далеко. Из письма к Л. Н. Толстому, 2 сентября 1855 г, |
О МИРОВОМ ЗНАЧЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Т. Л. Мотылева Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой — один из самых замечательных художественных гениев, каких когда-либо знало человечество. На протяжении трёх четвертей столетия его имя овеяно прочной, немеркнущей всемирной славой. Его произведения читаются и изучаются во всех концах земли. |
Реализм Льва Толстого М. Б. Храпченко Художественное творчество Льва Николаевича Толстого — одно из самых значительных, самых блистательных завоеваний критического реализма. Насыщенные огромным содержанием, совершенные по форме, произведения Толстого знаменуют собой крупнейший этап в истории русской и мировой литературы. С поразительной проникновенностью гениальный писатель осветил различные стороны социальной действительности, создал типические обобщения исключительного значения. «Л. Толстой, — писал В. И. Ленин, — сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе». Творчество великого художника, ставшее после Великой Октябрьской социалистической революции достоянием широких слоёв трудящихся, пользуется горячей любовью миллионов читателей в нашей стране. Огромную популярность произведения писателя завоевали во всех странах мира; они известны в самых отдалённых уголках земного шара. |
Позднее творчество Льва Толстого Л. Д. Опульская Творчество Л. Н. Толстого 1880—1900-х годов представляет собой новый, очень важный и плодотворный этап в развитии писателя. Начало этого периода связано с переломом в мировоззрении Толстого, разрывом писателя со всеми привычными взглядами дворянской среды, к которой он принадлежал по рождению и воспитанию, его переходом на позиции патриархального крестьянства. Начиная с 80-х годов, Толстой и в своём художественном творчестве, и в публицистике все явления современной ему действительности изображает и оценивает с точки зрения интересов многомиллионной массы русского патриархального крестьянства. В этом — главная отличительная черта позднего творчества Толстого, сообщающая его реализму этих лет особенно воинствующий характер. По словам Ленина, Толстой «в своих последних произведениях обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь». «Самый трезвый реализм, срыванье всех и всяческих масок» — это ленинское определение творческого метода Толстого в наибольшей степени применимо именно к произведениям, созданным писателем после пережитого им идейного перелома. |