Горизонты и тупики « компьютерной революции» Прошло всего четыре десятилетия с тех пор, как в 1944 г. в лаборатории одного из американских университетов заработала первая в мире электронно-вычислительная машина. За этот относительно короткий исторический период ЭВМ не только сами коренным образом преобразились, но и оказали огромное влияние на все сферы общественной жизни. Первые машины были собраны на вакуумных лампах, занимали сотни квадратных метров, потребляли много энергии и требовали тщательного ухода. Надежность их работы была невысока — они выходили из строя после нескольких часов работы, едва решив одну из предложенных задач. Затем последовали поколения ЭВМ на полупроводниках, интегральных схемах и, наконец, на компактных микропроцессорах. В результате современная ЭВМ неузнаваемо отличается от своих предшественниц: она миниатюрна, собрана на сверхбольших интегральных схемах, расходует мало энергии и может без отказа работать многие сотни и тысячи часов. Сегодня машину, намного превосходящую по мощности супер-ЭВМ 50-х годов, можно спокойно положить в портфель. Если тогда она стоила миллионы, то в наши дни ее можно купить в универмаге за несколько сот и даже десятков долларов.
Неизмеримо выросла мощность ЭВМ и их способность решать сложнейшие задачи из различных сфер общественной жизни. Даже самые большие оптимисты начала «компьютерной эры» выражали твердую уверенность, что несколько десятков (может быть, несколько сот) ЭВМ вполне обеспечат потребности любой страны в вычислениях. Именно на этом основании, например, руководство известного гиганта «Интернэшнл бизнес мэшинз» отказало в поддержке изобретателям ЭВМ Дж. Мочли и Дж. Эккерту, когда они, попав на мель, вынуждены были искать финансовую помощь. Крупнейшая ошйбка! Ныне сотни тысяч ЭВМ общего назначения и миллионы специальных вычислительных устройств и персональных компьютеров используются для управления сложнейшими технологическими процессами, финансовых расчетов, составления различных текстов и многих других видов работ. Вычислительная техника значительно облегчает жизнь современного человека: она рассчитывает зарплату и автоматически ее перечисляет на счет в банке, ведет финансовые дела и удерживает налоги. Оплата покупок и контроль правильности денежных расчетов также производятся автоматически. Приобретение билетов в театр и кино, заказ билетов на любой вид транспорта, резервирование мест в гостиницах и многие другие услуги уже во многих развитых капиталистических странах немыслимы без новой информационно-вычислительной техники.
Объединенные с современными средствами связи, ЭВМ создали сложнейшие системы, помогающие контролировать процессы не только национального, но и глобального масштаба. Международные системы обработки метеорологической информации, космические системы обнаружения кораблей и самолетов, терпящих бедствие,— это лишь немногие примеры такого рода. Всюду, куда бы ни проникла новая информационная техника, ее влияние оценивается не иначе как революционное! В производстве с ее помощью создаются системы автоматического проектирования и организации производства, гибкие производственные линии, которые позволяют в десятки раз поднять производительность труда, автоматизировать наиболее трудоемкие работы и т. д. В управлении новая информационная техника способствовала становлению динамичных организационных структур и методов, что привело к повышению эффективности управления. «Электронные деньги» — бесчековые финансовые расчеты с помощью ЭВМ — привели к подлинно революционным преобразованиям в банковском деле. Подобных примеров можно было бы привести множество.
То, что компьютерная технология привела к принципиальным изменениям в характере физического и умственного труда, стало общепризнанным. Но признание этого факта поднимает другую, неизмеримо более сложную проблему — о социально-экономических последствиях происходящих сдвигов в общественном производстве. Высокая эффективность уже первых установок ЭВМ вызвала широкую волну компьютеризации, скорость распространения и масштабы которой позволили отдельным американским ученым утверждать, что они стали очевидцами «второй промышленной», или «компьютерной революции». С наибольшей последовательностью эта концепция была отражена в манифесте о «тройственной революции», разработанном группой американских ученых в середине 60-х годов. Авторы манифеста утверждали, что современному обществу присущи революционные по своему размаху, скорости и значению преобразования в производстве (внедрение ЭВМ и кибернетизация), энергетике (атомная и термоядерная реакции) и гражданском правосознании (активизация выступлений различных слоев общества за свои права). Причем кибернетизация выделялась как основной процесс, определяющий форму осуществления двух других элементов «тройственной революции». Масштабы внедрения ЭВМ в США, Японии и ряде других промышленно развитых стран действительно впечатляющи. Нет такой отрасли производства или сферы услуг, где бы новая техника не нашла своего применения. Огромный электронно-вычислительный потенциал оказал заметное влияние практически на все стороны социально-политической и экономической жизни этих стран.
Однако буржуазные специалисты сознательно преувеличивают возможности компьютеризации, стремятся подменить анализ антагонизмов капитализма рассмотрением тенденций технического развития. Влияние же ЭВМ на общество имеет вполне обозримые пределы, обусловленные тем, что при всей своей сложности и претензиях на звание «думающих», наделенных «искусственным интеллектом» машин они остаются всего лишь разновидностью техники. Процессы же, которые связываются с ее внедрением, отражают более общие условия развития буржуазного общества. Эти процессы со всей очевидностью свидетельствуют о тех противоречиях, которые в нем существуют.
К настоящему времени основную массу трудоспособного населения капиталистических стран составляют лица либо родившиеся, либо сформировавшиеся как специалисты уже в «компьютерную эру». ЭВМ стали для них обычным явлением, с которым они постоянно сталкиваются в школах, на экранах телевизоров, в универмагах, а иногда и дома. Для этого поколения людей ЭВМ — это просто еще один прибор, который они должны изучить, чтобы понять принципы его работы, оперировать и управлять им.
Реакция на такое вторжение компьютера в жизнь рядовых тружеников неоднозначна. Часть населения развитых капиталистических стран испытывает страх перед новой техникой, способной нарушить их привычный образ жизни, отнять работу. В этой среде существует пассивное сопротивление ЭВМ, выражающееся в нежелании обучаться использованию ЭВМ, их игнорирование и т. д. Другая крайность в отношении к ЭВМ — ее восторженное и безоговорочное признание. Наиболее часто она встречается среди студентов вузов, учащихся средней школы, преподавателей и специалистов, посвятивших себя разработке и использованию электронно-вычислительной техники.
К концу 70-х годов страсти в основном улеглись. В целом в общественном сознании выработалось достаточно трезвое отношение к ЭВМ и потенциальному влиянию, которое они могут оказать на жизнь рядового гражданина. Следует отметить, что вопрос о том, дает ли компьютерная технология больший контроль над окружающей нас действительностью или она становится нашим хозяином и требует полной зависимости и подчинения, широко дискутируется на страницах буржуазной печати. Ученые дают на него однозначный ответ: ЭВМ—это всего лишь продолжение наших человеческих способностей, и, следовательно, человек всегда остается хозяином положения.
Однако на современном этапе встает, по нашему мнению, более важный вопрос: в чьи руки попадет огромная потенциальная сила ЭВМ? В условиях буржуазного общества, когда достижения науки и техники ставятся на службу монополий во имя максимизации прибыли, новая техника часто становится не благом, а бичом. Не явился в этом смысле исключением и компьютер. | |
Просмотров: 796 | | |