Влияет ли ядерное оружие на погоду?
В Центральной Европе в 1953—1957 годах лего было необычайно прохладным и дождливым. С каждым годом — достаточно полистать за это время газеты— все чаще приходится слышать, что такая дождливая погода не обычна, что она якобы является следствием участившихся испытаний ядерного оружия. Придется рассмотреть этот вопрос подробнее. Во время большого пожара, когда возникает мощный восходящий поток теплого воздуха, действительно, при известных условиях не исключена возможность искусственного образования облаков, оледенения их вершин и небольших осадков. Такие искусственные метеорологические . процессы действительно наблюдались после сильных бомбежек городов во время второй мировой войны, когда пылали целые кварталы. Свидетели рассказывают, что, к несчастью, во время пожаров поднимался сильнейший ветер, который еще больше раздувал огонь. Но эти ветры не были вызваны обычными условиями погоды, это были ветры, искусственно возникшие в результате того, что горячий от пожара воздух устремлялся вверх, а на его место снизу притекал новый холодный воздух, который и воспринимался как ветер. Такого рода ветры Наблюдаются при каждом большом пожаре.
Рассматривая на фотографии гигантское искусственное грибовидное облако, образующееся при взрыве атомной бомбы, мы невольно вспоминаем об этом процессе. Так как при взрыве атомной или водородной бомбы воздушные массы увлекаются на огромную высоту, то и в этом случае возможно искусственное образование облаков и выпадение осадков. Следовательно, в районе испытаний бомбы или поблизости от него погода на короткое время может несколько измениться, но метеорологические процессы большого масштаба никакого влияния, конечно, не испытывают. Ударные волны, возникающие при взрыве, где бы ни происходило испытание бомбы, не в состоянии нарушить погоду в Европе. Энергия, освобождающаяся при прохождении атмосферного фронта через Европу, в десять тысяч раз больше энергии, которая освобождается при взрыве водородной бомбы.
Далее, в качестве причины изменения погоды называют влияние радиоактивных частиц, в большом количестве образующихся при ядерных взрывах; но повышенная радиоактивность иногда достигает Европы лишь через несколько недель или месяцев после взрыва.
Вопрос о том, насколько вредна повышенная радиоактивность для человека, мы здесь разбирать не будем, так как это проблема биолого-медицинская, не связанная с проблемой погоды. Можно лишь предполагать, что повышение содержания в воздухе радиоактивных частиц увеличит количество ядер конденсации, способствующих образованию облаков, и ядер кристаллизации и тем самым приведет к выпадению более обильных, чем обычно, осадков. Как бы убедительно ни выглядело такое предположение, тем не менее оно не выдерживает критики, так как давно известно, что количество и частота осадков преимущественно зависят от масштаба процессов восходящего скольжения, поднятия и охлаждения. Давно уже доказано, что в воздухе всегда достаточно частиц, способствующих образованию облаков; если же дождя все-таки нет, то либо недостаточно влаги, либо над данным районом не проходят новые воздушные массы и отсутствуют процессы восходящего скольжения. Больше того, при длительной засухе и слабых ветрах воздух засорен пылью и обогащен ядрами конденсации больше, чем перемешанный течениями свежий воздух.
Если нам сообщают о радиоактивных дождях, то это еще не означает, что сами дожди вызваны испытанием атомных бомб. Метеорологические процессы, в данном случае воздушные массы — нельзя сказать, чтобы к большому нашему удовольствию — принесли с собой радиоактивность. Так и почтальон, вручающий нам письмо, не пишет его, а только приносит. Нельзя также забывать о существовании естественной радиоактивности; во всех атмосферных осадках можно обнаружить известную ее долю. Особенно она высока в первых каплях начинающегося дождя.
Итак, еще и еще раз подчеркнем: до настоящего времени не удалось привести какого-либо доказательства зависимости погоды от испытаний атомных бомб. Пусть это также нас успокоит. И если попросят вас объяснить, почему лето было дождливым, вспомните главу, в которой описывались муссонные условия погоды. Кстати заметим: в Италии, Франции, Испании и Греции в названные годы стояло теплое лето. Почему же ГДР и ФРГ не повезло? Однако после 1959 года, когда в Германии лето было даже слишком сухим, такие вопросы задавать перестали. | |
Просмотров: 2067 | | |