Кто такой воевода? Возникновение термина
В Древней Руси воеводой называли начальника войска. Это — первое и основное значение слова. Оно прямо связано с его историей и происхождением. Исторически слово вое-вода - сложное, и стоит из двух корней. В первой части его старинный корень вои, что значит "войско, военные силы". Отсюда и современные слова воин, а также воинства, войска и другие. Во второй части слова - корень вод, от глагола водить, то есть "руководить, командовать". В современных русских говорах и в детской речи сохраняется существительно вОда - "тот, кто водит в игре, то есть ведущий, заводила" - основной игрок. Итак, воевода - буквально, "ведущий войско, командующий военными силами". Воеводой называли в старину начальника войск и в других славянских языках. Исторически лексики, специалисты-этимологи полагают, что древнерусское слово воевода точно соответствует древнегреческим словам strategos (современное "стратег") или stratellates - "предводитель войска, военачальник". |
Кто такой летописец?
В современном русском литературном языке летописцем называют составителя, автора летописи, то есть погодной (по годам) записи исторических событий, производимой обычно современником этих событий. Слова летопись и летописец очень старые в русском языке. В современном нашем значении слово летописец употреблено уже в Изборнике Святослава 1073 года. В Ипатьевской летописи, в самом ее начале летописцем названо само это произведение, собственно «летопись». В древнерусском языке такое словоупотребление было обычным. В Симеоновской летописи в этом значении находим название летословец. Почему в словах летопись и летописец первый корень — слово лето? Ответить на этот вопрос не так уж сложно. В древнерусском языке слово лето употреблялось не только в том значении, в котором мы его применяем теперь, но также и в значении «год». Собственно, и в современном языке форма родительного падежа множественного числа сохраняет свое старое значение. Мы говорим: один год, два, три, четыре года, но пять лет, шесть лет и т. д. А в древнерусском языке слово лето применялось во всех своих формах в значении «год». Каждая статья древнерусской летописи, так называемая «погодная запись», начиналась словами «в лето такое-то», то есть мы бы сейчас сказали «в таком-то году». В академическом «Словаре русского языка XI—XVII веков» приведены примеры на употребление слова лето в значении «год» из разнообразных памятников древнерусской письменности. В том числе, например, из новгородской берестяной грамоты XI века. Приведены здесь и устойчивые выражения с этим словом. Например, выражение от лета в лето соответствует нашему современному выражению из года в год или каждый год. |
Возникновение термина «Песня» В современном русском языке песней называют «небольшое словесно-музыкальное произведение, предназначенное для исполнения одним лицом или хором. Так называют и само исполнение, например: «слышится песня». Песня — это один из основных видов устного народного творчества и жанр письменной поэзии. В традиционном народном творчестве обычно различают песни эпические и лирические. В эпических основное место занимает повествование, рассказ о каких-то событиях. Примером здесь могут служить русские былины или украинские думы. Истоки песенного народного эпоса уходят своими корнями в глубокую древность. В лирических песнях главное — это выражение чувства и настроения. В. И. Даль, большой знаток и собиратель народного творчества, в «Толковом словаре живого великорусского языка» писал о том, что русские песни по напеву и словам бывают былевые, былины, они старины или думы, и новина, памятковые; бывают богатырские, молодецкие и разбойные; протяжные, проголосные или заунывные; также веселые, круговые или хороводные; плясовые песни, балагурные! бурлацкие и скоморошные. А затем песни обрядные: свадебные, веснянки, игровые, святочные, посиделковые. Само слово песня очень старое. Оно встречается в самых древних наших письменных памятниках и употребляется во всех родственных русскому славянских языках. Это говорит о том, что слово песня было образовано еще в праславянском языке от глагола петь, пою. Известный советский языковед О. Н. Трубачев считает родственными глаголы петь, пою и пить, поить. Появление значений «издавать музыкальные звуки голосом, воспевать» он связывает с очень древними языческими обрядами, которые существовали у далеких предков современных славян. Подобные славянским смысловые связи обнаруживаются также в древнеиндийском языке. |
Из истории слов и выражений Литературный язык — категория историческая, со временем он меняется, развиваясь с развитием общества. Литературный язык — важная часть культуры народа. Современные национальные литературные языки имеют устную и письменную формы, развитую систему стилей, богатый состав выразительных средств. Это объясняется тем, что национальный литературный язык обслуживает все нужды общества: он применяется в художественной литературе и в публицистике, в государственных актах, в науке, в общении — устном и письменном — на производстве, в школе, наконец, и в бытовом общении образованных культурных людей. А что было в древности, когда возникали литературные языки? История мировой литературы свидетельствует о том, что всюду, на Востоке и на Западе, древнейшие литературные произведения представляют собой или непосредственные записи народных легенд, мифов, саг, сказаний, или созданы под большим их влиянием. Это означает, что народные языки подвергаются сознательной художественной обработке задолго до появления письменной литературы — в устном народном творчестве. Представляла ли исключение в этом отношении Древняя Русь? Замечательные памятники русского, украинского и белорусского народного творчества ясно говорят нам: нет, не представляла никакого исключения. Достаточно вспомнить хотя бы о русских былинах так называемого киевского цикла. Их основные герои — князь Владимир Красное Солнышко и его современники. В былинах они предстают как богатыри, соратники князя. Великолепная устная традиция сохранила эти древние эпические произведения вплоть до XX века. Русская литература на протяжении всей своей истории связана с устным народным творчеством. Не случайно особенно ярко эта связь проявилась в творчестве И. А. Крылова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, то есть тех писателей, в которых мы теперь видим начала нашей классической литературы нового времени и нашего современного литературного языка. |