Показано материалов: 421-425
Христианство, ислам и другие религии возникли не как абстрактные философские теории, а как иллюзорный путь избавления от социального зла. Основное ядро религии— определенное понимание общественных проблем и отношения к ним человека. А поэтому спор науки и религии наиболее острым и непримиримым становится при объяснении закономерностей развития общества и жизни людей. Именно в вопросе о месте и роли человека в обществе, о его возможностях и идеалах пролегает основной фронт борьбы религиозного и материалистического мировоззрения. |
Консервативная, нереалистическая политика церкви в наши дни не пользуется популярностью. Люди все больше понимают, где правда, а где ложь, где добро, а где зло. Это приводит многих служителей религии к переоценке отношения к кардинальным проблемам современности. Все чаще в стенах храмов раздаются трезвые голоса, которые требуют реалистического взгляда на события, происходящие.в мире, трезвого подхода к явлениям, характеризующим современную эпоху. |
Да, сущность религии остается прежней. Она, как и на протяжении всей истории человеческого общества, играет реакционную роль, отвлекая людей от борьбы за свои насущные задачи, за свои земные интересы. В капиталистическом мире религия, как и во все времена, находится на службе эксплуататорских классов, охраняя устой власть имущих, подавляя протест угнетенных. Определяя социальную роль религии в мире, основанном на эксплуатации человека человеком, В. И. Ленин писал: «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы (это особенно удобно делать без ручательства за «осуществимость» таких перспектив...) смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость». |
Религия, как форма общественного сознания, находится в прямой зависимости от общественного бытия. Естественно, что религиозные представления не остаются неизменными, а меняются с изменением социальных отношений. Но в каждой религии сохраняется множество различных элементов от прошлого. Ф. Энгельс замечал, что, «раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен». Все это нужно учитывать при анализе вероучения той или иной религии, при оценке деятельности той или иной религиозной организации. |
Религиозные направления имеют много общего. Марксистско-ленинская наука учит за самыми различными формами религиозных верований видеть то общее, существенное, что объединяет их одним словом «религия». Всякая религия, по словам Ф. Энгельса, «является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». В основе всех религий лежит слепая вера в сверхъестественную силу, которая якобы властвует над миром и людьми. Не случайно религиозных людей называют верующими. |