PARTISAN DRAMA (1941—1945) Gasper Troha University of Ljubljana, Slovenia Introduction
There has been a lively theatrical activity in the partisan army during the second world war, which stimulated also the production of number of theatrical texts. This article is an abbreviated version of a larger research of these texts and historical development of partisan theatre, therefore 1 will try to present the formation and work of the most important theatre groups (Slovenian National Theatre on a freed territory and some of the military groups), and analyse the structure of original texts by using an analogy with commedia dell’arte, which is limited to fixed characters and situations. I will do this by going through two plays — Vitomil Zupan’s Birth in a Storm and Mother by Mile Klop6i6 — in detail, in Conclusion, however, 1 will try to present a wider image of this part of Slovenian dramatic literature by taking into account numerous other plays which are listed under Analysed agitkas at the end. |
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ "ПОЧВЕННИЧЕСКОГО" СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1960—90-х ГОДОВ Дмитрий Харитонов Челябинский государственный университет Когда Ф.М.Достоевский в XIX веке формулировал теорию "почвенничества", он совершенно не предполагал, как понятие это зазвучит в веке XX. Сто лет спустя о сути "почвеннических" идей (преодолении раскола между элитарными и неэлитарными сословиями ради избавления общества от потенциальных революций) забыли и использовали только лишь одно название. Причин тому было несколько. |
Антропоцентрическое и тоталитарное начала в русской культуре и литературе XIX И XX вв. (к постановке проблемы) Наталия Н. Гашева Пермский институт культуры и искусства Мы давно занимаемся проблемами динамики культуры (Гашева 2000), формами духовного и эстетического синтеза в культуре, процессами развития русского искусства и его взаимодействия с мировой культурой (Гашева 1990а, 19906,1996,1998, 1999,2002). И в результате обращения к разным сферам развития культуры и, в частности, русской литературы XIX и XX вв., считаем возможным выйти на концептуальные обобщения следующего характера. |
Раскольников и словенская литература Тоне Смолей Университет в Любляне, Словения
Первое упоминание о романе "Преступление и наказание" в словенской публицистике отмечено 1881 годом, когда центральный литературный журнал "Люблянский колокол" напечатал некролог Ф.М.Достоевскому. С другими произведениями русского писателя словенские читатели встречались в конце XIX века в основном в немецких переводах. Так, в письме, датированном 1883 годом, к своей возлюбленной, учительнице Марице Надлишек, матери Владимира Бартола, известный словенский реалист Янка Керстник сообщает, что вышлет ей немецкий перевод из Достоевского. Спустя пять лет Надишек в форме письма подруге достаточно патетично написала резюме романа "Преступление и наказание" на основании перевода, высланного ей Керстником, для выходящего в Триесте журнала "Slovjanske svet". Особый интерес представляют в этом резюме читательские ощущения автора. Учительница несколько раз с возмущением оставляла роман и все же каждый раз возвращалась к нему. |
О "музыкальном глоттогенезе". (опыт сравнительно-исторического анализа ранних этапов становления звуковых языков) Наталья Б. Зубарева Пермский институт культуры и искусства Одним из стратегических направлений развития современного гуманитарного знания является рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка. Среди множества объектов семиотического анализа выделяются естественные языки и художественная литература, обладающие между собой наибольшей общностью и поэтому находящиеся в центре интересов гуманитарной семиотики. Что же касается других видов художественного творчества, то они относятся, скорее, к объектам периферийного плана, хотя и в этой области опубликованы многочисленные разрозненные исследования. Их основную тенденцию можно обозначить как стремление обнаружить те материальные средства, которые искусство использует в качестве знаков своего языка. |