Драматургия Дидро
Первым опытом Дидро в «серьезном жанре» был «Побочный сын» (1757). Пьеса успеха не имела и была снята с репертуара после первого представления. Основная причина ее провала заключалась в искусственности героев. Все они не реальные люди, а олицетворенные моральные сущности. Дорваль полюбил Розалию, невесту своего друга Клервиля, и она отвечает ему взаимностью, охладев к своему жениху. Клервиль, не зная о причине ее охлаждения, просит Дор-валя помочь ему снова завоевать сердце Розалии. Дорваль мечется между дружбой и любовью. Дело осложняется еще тем, что Дорваля любит Констанция, сестра Клервиля, и первая открывается ему в своем чувстве. Сложный узел противоречий распутывает приезд Ли-Зимона, отца Розалии. Он узнает в Дорвале своего сына. Конфликт разрешается торжеством добродетели. Клервиль получает Розалию, а Констанция— Дорваля. Герои пьесы скроены на один фасон. Все они добродетельны и соревнуются друг с другом в благородстве. Их общественное положение является ни к чему не обязывающей этикеткой. Дорваль — не реальный адвокат XVIII века, а воплощенная добродетель, точно так же в Лизимоне, этом чуде гуманности, трудно узнать живого коммерсанта. |
Теория драмы Дидро
Важнейшее место в эстетике Дидро занимает теория драмы. Она сложилась в борьбе с придворным классицизмом, главным образом с эпигонами Корнеля, которые, не взирая на обозначившуюся в XVIII веке историческую обреченность абсолютизма, по-прежнему воспевали героев, умирающих за интересы монархии. Дидро отмечает фальшивость их гражданской патетики, лишенной подлинного чувства. |
Философские и эстетические взгляды Дидро
Дидро был замечательным диалектиком, значительно преодолевшим метафизические представления о мире, которые господствовали в XVIII веке. В своих работах он проводит мысль о самодвижении природы, не нуждающейся в своем развитии в потусторонней силе — в боге. Материя, являющаяся единственной субстанцией всего сущего, состоит, как полагает Дидро, из мельчайших самодеятельных частиц — молекул, находящихся в постоянном брожении и взаимодействии друг с другом. Они обладают чувствительностью, способностью к изменению, и все живые существа представляют собой результат эволюции простейших организмов. |
Поездка Дидро в Россию
После завершения «Энциклопедии» Дидро совершает поездку в Россию, куда его давно приглашала Екатерина II. Еще в 1765 году, Зная о бедственном материальном положении философа, она купила у него личную библиотеку, назначив его пожизненным ее хранителем, причем выдала ему жалованье сразу за пятьдесят лет вперед в сумме 50 000 ливров. |
«Энциклопедия» Дидро
Находясь в заключении, Дидро детально продумывает проспект «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», план которой у него возник еще раньше. По выходе из тюрьмы он развертывает кипучую деятельность по привлечению к сотрудничеству в издании энциклопедического словаря лучших ученых и писателен Франции. Активными сотрудниками Дидро становятся д’Аламбер (исполнявшим также функции редактора), Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Мар-монтель и многие другие. Но основная тяжесть работы легла на плечи Дидро. Им было написано для «Энциклопедии» около тысячи различных статей. |