«Западно-Восточный диван» Гёте Интерес к Востоку зародился у Гёте давно. Еще в молодости он работал над трагедией «Магомет», позднее высоко оценил драму индийского поэта Калидаса «Сакунтала», написал балладу «Бог и баядера» и т. д. В 1814 году на него произвел огромное впечатление «Диван» (собрание стихотворений) персидского поэта XIV века Хафиза, только что переведенный на немецкий язык Йозефом фон Гаммер-Пургшталь. Между 1814 и 1819 годом издана большая часть стихотворений, вошедших в сборник «Западно-восточный Диван». Отдельным изданием он вышел в 1819 году. |
"Поэзия и правда" Гёте Незаконченная автобиография «Поэзия и правда. Из моей жизни» — одно из самых значительных произведений Гёте. Первые три ее части вышли в свет между 1811 и 1814 годами, четвертая опубликована посмертно, в 1833 году. Книга охватывает детство и молодые годы порта, студенческие годы в Лейпциге и Страсбурге, первые шаги в литературе, первые успехи. Повествование обрывается на приготовлениях к поездке в Веймар осенью 1775 года. |
Гёте в начале XIX века Последние тридцать лет жизни писателя пришлись на период огромных потрясений, охвативших всю Европу. Трудно было разобраться в сложной и непрестанно меняющейся обстановке, понять смысл происходящих событий, ответить на вопрос — куда идет человечество и что ждет его в будущем? Надежды Гёте на мирный переход в новую эру истории были опрокинуты. Волна войн, казалось бы, решительно опровергла все упования просветителей на разум и привела к торжеству реакции. |
Баллады Гёте Классические баллады Гёте значительно отличаются от его ранних баллад. Лирическое начало отступает перед связным, развернутым повествованием. Вместо создания настроения — максимальная конкретность образного строя и языка — «предметный стиль», как говорит Гёте. В первых двух балладах он служит основой для выражения большой и сложной рациональной идеи. |
Творческое содружество Гёте и Шиллера Сближение с Шиллером в 1794 году перерастает в творческое содружество, которое длится до самой смерти Шиллера в 1805 году. В основе этого содружества, осуществленного вопреки далеко не полному единомыслию в вопросах философских и эстетических, лежит общность взглядов на высокое воспитательное значение литературы, общая забота о ее дальнейшем развитии в Германии. Полнее всего эта забота и тревога за судьбы литературы выражена в статье Гёте «Литературное санкюлотство» (1795). Гёте ставит здесь вопрос — «когда и где формируется классический автор?» «Тогда,— отвечает Гёте,— когда он застает в истории своего народа великие события, когда в образе мыслей соотечественников он не видит недостатка в величии, равно как в их чувствах в глубине, а в их поступках — в силе воли и последовательности, когда сам он, проникнутый национальным духом, чувствует в себе, благодаря врожденному гению, способность сочувствовать прошедшему и настоящему, когда он застает свой народ на высоком уровне культуры и его собственное просвещение дается ему легко!»
|