Роль разума в эпоху Просвещения
Характерной чертой Просвещения является своеобразное обожествление разума, который избирается в качестве единственного критерия при оценке всех явлений действительности. Свои взгляды просветители считали единственно правильными, разумными, отвергнув как неразумные все воззрения, унаследованные от прошлого. По их представлениям, вся предшествующая история человечества была цепью сплошных заблуждений. Особенно отрицательно они относились к средним векам, которые ими рассматривались только как эпоха нелепых предрассудков, феодальных изуверств и церковного мракобесия. |
Развитие сентиментализма в эпоху Просвещения
Во второй половине XVIII века просветительская идеология переживает тяжелые испытания. Все более обнаруживаются противоречия, антигуманистическая сущность буржуазного общества, ‘на которое возлагали надежды теоретики Просвещения. В Англии происходит промышленный переворот, сопровождающийся разорением широких масс крестьян и ремесленников. Рушились прогнозы просветителей относительно торжества царства свободы, равенства и братства. В этих исторических условиях формируется сентиментализм — своеобразное идейное течение и особое направление в просветительской литературе. |
Публицистика, критика и журналистика в эпоху Просвещения
Боевой характер Просвещения обусловил бурный расцвет публицистики. Все выдающиеся просветители были талантливыми публицистами. Острым словом они разили угнетателей народа, религиозных фанатиков, ученых педантов и т. д. Д. Дефо издавал собственную газету и поплатился за свои смелые выступления тюремным заключением. Д. Свифт прославился не только «Путешествием Гулливера», но и «Письмами суконщика», в которых он защищал интересы порабощенной Ирландии. Лессинг был известен своим современникам как автор «Анти-Гёце», серии статей, направленных против мракобесия пастора Гёце. Дидро начал свой путь философа опубликованием «Письма о слепых в назидание зрячим», где он развивает материалистические и атеистические воззрения. |
Просветительский реализм в эпоху Просвещения
В схватке с подражательными и идеализирующими тенденциями классицизма в просветительской литературе XVIII века складывается новый художественный метод - просветительский реализм. Его наиболее большими теоретиками были Дидро и Лессинг. Для них свойственно стремление предельно приблизить искусство к истокам современной им жизни, освободить его от влияния античной мифологии. Защита ими современной тематики имела огромное прогрессивное значение, она помогала развитию творчества, близкого и понятного широким массам людей. В ориентации на демократического читателя и зрителя заключалась важная черта эстетических принципов просветителей-реалистов. |
Просветительский классицизм в эпоху Просвещения
Довольно обширное распространение в литературе эпохи Просвещения получил просветительский классицизм. Крупнейшим его представителем в поэзии и в драматургии, особенно в трагедийном жанре, был Вольтер. Особой популярностью классицистская форма искусства пользовалась накануне и в годы Великой французской революции, когда ей отдавали предпочтение такие видные мастера трагедии, как Сорен и М. Ж. Шенье. |