Показано материалов: 161-165
Революционная практика и материалистическая диалектика В. А. ЛОСКУТОВ Уральский университет Практика Оценивать состояние и тенденции развития философско-теоретических исследований категории «практика» чрезвычайно сложно, ибо, с одной стороны, о практике пишут очень много и многие, с другой стороны, специальных работ — единицы. В современной литературе данное понятие определяют либо как специфический вид человеческой деятельности, либо как социальную форму движения материи. Обращает на себя внимание тот факт, что сторонники первого подхода делают акцент на изучении непосредственного характера практической деятельности. Те же, кто считает, чтб Практика является социальной формой движения материи, напротив, обращают внимание в первую очередь на универсальные закономерности ее существования. В. И. Ленин утверждал, что «практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности»35. Он не случайно обратил внимание на это противоречие, ибо оно является ключевым в системе развития практической деятельности. Не поняв его исторической природы мы не сможем объяснить диалектику практического развития людей, понять сущность основополагающей категории марксизма. Первый шаг в этом направлении—обнаружение и развернутый теоретический анализ предельного основания единства непосредственного и всеобщего в практике, своеобразного логического основания возможного синтеза ныне существующих противоположных определений данного феномена. |
Революционная практика и материалистическая диалектика В. А. ЛОСКУТОВ Уральский университет В условиях ускорения общественного развития и революционной перестройки всех сфер жизнедеятельности социалистического общества проблема единства марксистско-ленинской теории и практики социалистического строительства приобретает совершенно новый исторический смысл и общественное звучание. Сегодня уже недостаточно практикам повернуться лицом к теории, теоретикам обратиться к проблемам практики. Долгие годы мы шли именно этим путем — решали задачу соединения практики и теории экстенсивным способом и абстрактно. Очень часто нам казалось, что еще чуть-чуть теории — и произойдет качественный скачок в реальной практике социалистического строительства. На деле же это «чуть-чуть» зачастую оборачивалось либо грубой подгонкой действительности под разные теоретические схемы, либо навязыванием различного рода идеологических догм практике социалистических преобразований. Имел место и обратный процесс, когда в результате практического обоснования теоретической деятельности теория превращалась в апологетику существующих порядков, терялась историческая перспектива, способность к критическому осмыслению реальности, к предвидению и социальному прогнозированию, когда стремление соответствовать практике, быть в своих помыслах и делах предельно практичным оборачивалось значительным снижением уровня теоретичности научных исследований, приводило в конечном итоге к тому, что теория не поспевала за практикой и вынуждена была замыкаться на собственных внутри-теоретических проблемах. В условиях революционной перестройки экстенсивный способ синтеза практики и теории становится не только неконструктивным, но и тормозящим реальный процесс ускорения общественного развития социализма. |
Природа философского знания в свете его практической обусловленности В. В. СКОРОБОГАЦКИИ Уральский университет Кардинальное условие социального бытия марксистской философии— ее творческое развитие в соответствии с историческими запросами практики. Точка зрения практической жизни определяет ритм и логику развития философского знания, очерчивает границы теоретического пространства актуальных проблем, в котором обновляется содержание категориальных форм мышления, и дает масштаб оценки состояния философских исследований. |
Неизбежное открытие бытия В. Е. КЕМЕРОВ Свердловская высшая партийная школа В период становления марксистская философия использует свой логико-методологический аппарат для определения тенденций развития социальной практики и научно-теоретической деятельности. Порвав с метафизикой, она дает конкретно-историческое обоснование главным философским проблемам, и прежде всего основному вопросу философии. Благодаря ее принципам, категориям, концептуальным построениям «вечные» философские темы приобретают конкретно-социальный и конкретно-научный смысл, включаются в контекст движения человеческих сущностных сил, развития всех человеческих индивидов. |
Миропонимание и философия Л А. МЯСНИКОВА Уральский университет Вопрос о практической обусловленности философии не может быть решен в узкоутилитарном плане. Философия, будучи самым высоким уровнем обобщения, имеет своим предметом весь мир, втянутый в сферу человеческой деятельности. Практика в данном случае выступает не как конкретный вид или тип чувственно-предметной деятельности, даже не как ограниченный историческими рамками способ взаимодействия общества и природы, а как все-общечеловеческий способ жизни. Практическая обусловленность философского знания предстает как его социальная (социокультурная) обусловленность. |