Показано материалов: 166-170
Логико-методологический анализ практической обусловленности объективного содержания философского знания С. В. АРЖАНУХИН Свердловский архитектурный институт Вопрос о практической обусловленности философского знания категоричен. Он требует строго однозначного ответа, ответа, содержащегося в самой формулировке задаваемого вопроса: «Да, практически обусловлено». Но простота и ясность начинают исчезать с первыми шагами развернутого изложения данного вопроса. И если перефразировать известное выражение К. Маркса, то практическая обусловленность философского знания «тем отличается от вдовицы Квикли, что неизвестно, с какой стороны за нее приняться». |
Историческое начало категории практики А. С. ХОРКУНОВ Свердловский юридический институт Вся «общественная жизнь является, по существу, практической». Поэтому те общие и общеупотребимые представления и понятия о практике, которые обращаются в сферу духовной культуры человечества, образуют собой важнейшую составную часть его самосознания. Генезис феноменов сознания в качестве социально значимых (или возведение их в ранг таковых) отнюдь не исключает индивидуального вклада отдельных личностей, и в целом ряде случаев мы не только должны учитывать возможность зафиксировать сам факт наличия этого вклада, но и прямо сталкиваемся с необходимостью исследовать его с максимальной степенью полноты. Действительно, положение о том, что философское знание обусловлено в конечном итоге практикой, мы можем воспринимать как своего рода аксиому. Но то, как функционирует механизм этой детерминации, выступает уже в качестве одного из серьезнейших и при том — далеких от своего разрешения вопросов нашей науки. Зафиксировать в истории сменяющих друг друга философских систем акт рождения категории практики означает найти один из наиболее перспективных путей к анализу этого сложного, внутренне многократно опосредованного механизма. Ведь в данном случае одна и та же общественно-историческая практика должна быть представлена и как объект категориальных определений, и как социальная детерминанта. Здесь есть вместе с тем и другая сторона дела. |
Диалектика как методология управления развитием В Н. ЮЖАКОВ Саратовская высшая партийная школа «Принципиальной, выверенной основой естественнонаучного и социального познания, — подчеркивает Программа КПСС, — была и остается диалектико-материалистическая методология. Ее нужно и дальше творчески развивать, умело применять в исследовательской работе и общественной практике». Творческое развитие диалектики—процесс сложный и многоуровневый. Наиболее существенными представляются три уровня современного развития марксистско-ленинской диалектики. |
Время и традиция в труде философа: Кант и Маркс о социальных основаниях философствования А. И. ЛУЧАНКИН Свердловский театральный институт В свете выдвинутой партией концепции ускорения, предполагающей «решительное преодоление инерции, застоя и консерватизма,— всего того, что сдерживает общественный прогресс»1, возрастает значение теоретических работ, посвященных социальной темпоралистике — вопросам прогностики, планирования, наследования культуры, а также изучению роли времени в человеческом труде. |
Философские проблемы естествознания в трудах Х. М. Фаталиева Б. Ш. Тумалаев К славной плеяде деятелей советской науки и культуры относится профессор X. М. Фаталиев (1915—1959), работы которого по философским проблемам естествознания известны не только у нас в стране, но и за рубежом. |